Найти в Дзене

Американский триллер о России оставил двоякое чувство

Оглавление

Западные киноделы регулярно снимают фильмы о России. Впрочем, возможно столько же фильмов они снимают про Германию или Францию. Дело не в этом. Важно то, как они это делают. И во тут в памяти всплывает огромное количество "клюквы" про нашу страну, отснятую в Голливуде. Где-то режиссёры просто не хотя разбираться в специфике другой страны, где-то сознательно продолжают насаждать устоявшиеся стереотипы. Достаточно редко можно встретить действительно достойную работу про Россию и наших граждан.

https://pixabay.com/ru
https://pixabay.com/ru

Картина режиссёра Брэда Андерсона «Транссибирский экспресс» 2008 года нельзя однозначно отнести к той или иной категории. С одной стороны это крепкий триллер с закрученным сюжетом и неожиданными поворотами. И Россия в нём показана достаточно реалистично. А с другой стороны это снова набор ужасных стереотипов, правда, обновлённых с учётом времени.

Сюжет

Семейная пара путешествует на поезде из Китая по территории России. По пути они знакомятся с молодыми парнем с девушкой, которые в результате приносят им много проблем. Главная героиня всячески способствует ухудшению своего положения, а её недалекий муж ничего не замечает. В результате герои обретают вагон и маленькую тележку проблем, с которыми им придётся героически справляться.

Плюсы картины

  • Фильм динамичен и интересен. Любители жанра не смогут оторваться от экрана, ибо сюжет делает неожиданные повороты, а герои попадают в сложнейшие ситуации.
  • Образ России показан достаточно правдоподобно. Правда и тут не обошлось без стереотипов – дело должно обязательно происходить зимой. И у зарубежного зрителя, естественно, складывается устойчивое мнение, что здесь зима всегда. В остальном же всё достаточно неплохо. Гостиница похожа на нашу, поезд с его купе, тамбурами и вагонами ресторанами именно такой, на каких мы все ездили. Бабульки с пирожками на платформе тоже вполне органично выглядят. Даже гора мусора на одной из станций напоминает что-то до боли знакомое.
  • Унылые зимние пейзажи. Хоть они и не снимались в нашей стране, но тоже очень сильно напоминают о Родине. Повторюсь, что в целом образ России показан достаточно неплохо.

Минусы картины

  • Стереотипы и шаблоны. Если музыка, то «Калинка», если тост, то «На здоровье». Вот вы, уважаемые читатели, часто употребляете такой тост? Я за 38 лет своей жизни ни разу. Зато вы встретите его в каждом американском фильме про русских. Почему они думают, что мы так говорим?
  • Злые люди. Все проводницы на одно лицо – стервозные дамы средних лет, у которых зимой снега не допросишься. Согласен, что в нашей стране не самый дружелюбный народ, но не до такой же степени.
  • И, конечно же, милиция. У создателей фильма она ассоциируется почему-то с гестапо. Людям на полном серьезе рассказывают о потере конечностей на допросах. То есть просто так иностранец может лишиться какого-нибудь кусочка своего тела только из-за ошибки в загранпаспорте. Органы внутренних дел у нас, конечно не сахар. Но и приравнивать их к карателям СС тоже, наверное, не стоит.

Всё портит концовка фильма. Российские следователи в спортивных костюмах, которые больше похожи на бандитов из 90-х, оказываются лютыми садистами. Им ничего не стоит забрать в своё подчинение целый поезд и ехать на нем по своим делам. Нет ни диспетчеров, ни других работников железной дороги. Они делают то, что хотят.

Финал рассказывать не буду, но он достаточно предсказуем. Лучшая часть фильма – это его напряжённая и интересная середина. Отсюда и двоякое чувство от просмотра. С одной стороны крепкий триллер и неплохой образ нашей страны, с другой разочаровывающая концовка и немного новой «клюквы» про Россию.

Спасибо, что заглянули и да пребудет с нами хорошее кино!