Помню, спорили, представляет ли какую-либо ценность музыка в песнях Высоцкого... Сыпались резкие оценки, почти оскорбления. Зеленели ростками робкие примеры.
А ведь на эту же тему, хоть и заочно, спорили и Великие!
Композитор Альфред Шнитке - о Владимире Высоцком:
- Я считаю, что Высоцкий был одной из пяти примерно (наиболее важных) фигур… Но именно на него легла тяжесть, которая могла бы лечь и на Булата Окуджаву, и на Новеллу Матвееву, о которой сейчас мало говорят. Тяжесть легла на Высоцкого не только потому, что он рано умер и сразу стал легендой, но и потому, что именно в нем было больше всего «центральных» качеств.
Примеров — нотных — которые иллюстрировали бы это, ты не можешь назвать. Но чувствующим сознанием ты замечаешь — дело не в элементарных нотах.
Ты думаешь о его голосе, о том, как он интонирует слова, как он распевает согласные, как согласуется ритмика слов с ритмикой стандартного аккомпанемента.
У него есть песни с очень хорошими мелодиями. Например, песня про волка. Или песня, где появляется птица Алконост… И ты замечаешь, что это - не обычный его интонационный уровень, а тот, следующий, — куда он лишь иногда выходил. И в этот уровень не выходил Окуджава.
Чувство слышания в этом жанре — при всей видимости грубых деталей, — чувство чего-то неокончательно формулируемого, неопределимого, не дающегося в слово, неназываемого, но существующего, — вот это есть у Высоцкого в максимальной степени.
Другое дело — этот невыносимый, чудовищный бум вокруг его имени сейчас.
Я не собираюсь теперь становится его другом и замалчивать то, как критически он порой относился к тому, что я делал.
... есть Высоцкий как музыкальная ценность — и есть Высоцкий как надмузыкальная ценность. Как человек он интересен. Высоцкий — не единственный пример. У меня в какой-то степени такое же отношение было и к Андрею Волконскому, и к Арво Пярту. То есть, к тем людям, у которых были выходы в немузыкальную сферу, некие «завихрения». Например, Волконский со всеми прощается и «уходит в монастырь»...
...Высоцкий обладал гораздо большей культурой, чем персонажи его
песен. Ведь этот персонаж, этот жлоб —это не Высоцкий.
А Высоцкий был Гамлет, он это все понимал и чувствовал.
Виниловый альбом "О времени и о судьбе". Стихи В. Высоцкого. Музыка А.Шнитке. Читает А.Кузнецова:
Святослав Рихтер о Владимире Высоцком
(- Из дневников выдающегося пианиста).
14.01.1976 г.
Высоцкий поёт свои песни под гитару.
- Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями — следы вечеринки моего курса. Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели.
18.02.1976 г.
Владимир Высоцкий. Пластинка с четырьмя песнями.
- Здесь я никак не могу вибрировать, ни в отношении музыки (это просто мусор), ни в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверх-неинтересно и несимпатично.
Сам Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него...
Думаю, что задетый этими словами Рихтера, я и решил наконец пополнить свою коллекцию виниловой серией "На концертах Владимира Высоцкого".
И пополнил-таки. И получил еще одно подтверждение тому, что для меня главное в творчестве Владимира Семеновича Высоцкого - его песни о войне.
Правда, есть еще и всесокрушающие "Кони привередливые", и важная "Баллада о борьбе", и мелодичная "Лирическая", но прожить без них можно. А без его военных песен - нет.
...Вновь звучит "Выходит и я напоследок спел: ми-и-ир вашему дому!"
И слова прошивают тебя насквозь, словно фюзеляж самолета, до самых глубоко зарытых нервов, до слёз...
Владимир Высоцкий - Песня самолёта-истребителя (Мир вашему дому!)
Подслушал "спор" Великих Лев Комов.
Читайте ещё на канале "5 лучших!":