Так повелось, что чаще стараются рассказывать о героических судьбах кораблей, о боях и сражениях, или о грандиозных происшествиях (по типу «Титаника» или «Луизитании»). Гораздо реже вспоминаю трагические случаи, которые произошли по вине человека, но их следствием стали человеческие жертвы - кому же хочется вспоминать об этом. Мы предлагаем вспомнить как раз такой случай.
21 ноября 1956 года эскадренный миноносец «Статный» (проект 30-бис) из состава 76-й бригады эскадренных миноносцев (76-я БЭМ) 32-й дивизии крейсеров КБФ, возвращался к месту постоянного базирования – в ВМБ Таллин. Командовал эсминцем капитан 3 ранга Ю.Савчук.
Примерно в 20.00., когда корабль следовал Суурупским створом с включенными ходовыми огнями, вахта заметила ходовые огни встречного корабля. Это была подводная лодка М-200, шедшая в надводном положении. Это была одна из последних лодок типа «М» военной постройки XV серии, и в годы войны имела собственное наименование – «Месть» (присвоенное 18 июня 1943 года). После постройки подводная лодка была переведена на Северный флот, где вышла в свой первый поход 8 декабря 1943 года. Надо отметить, что до конца войны подводная лодка была не особо «результативной», хотя экипаж для этого прилагал все усилия. Закончив войну, лодку в августе 1945 года перевезли на Балтику, где включили в состав Балтийского флота, где прослужив более десяти лет ее настигла «судьба».
Подводная лодка М-200, входившая в состав 157-й бригады подводных лодок, также возвращалась к месту постоянного базирования в ВМБ Палдиски после контрольного замера магнитного поля. Командир М-200 капитан-лейтенант А.Шуманин допуска к самостоятельному управлению подводной лодки не имел (это был его первый выход в новой должности), поэтому старшим на переходе был назначен начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга Ю.Штыков. После обнаружения огней эсминца командир подводной лодки по непонятным причинам дал команду на расхождение левым бортом, подставив свой правый борт под удар «Статного».
Удар был настолько силен, что форштевень эсминца лопнул, а корпус подводной лодки был практически расколот надвое. После столкновения подводная лодка М-200 начала быстро погружаться и через 1-2 минуты затонула на глубине 53м. Шестой отсек был оторван полностью, его обнаружили на дне на расстоянии 30 м от места гибели М-200. Был разрушен пятый и поврежден четвертый отсеки. Личный состав, находившийся на мостике ПЛ – командир, мичман-стажер и 4 матроса, были выброшены ударом и подняты на «Статный». В той трагической ситуации дольше всех жили и боролись за живучесть подводники, оставшиеся в 1 отсеке подлодки под командованием старшего лейтенанта В.Колпакова, помощника командира корабля.
К месту аварии прибыло много кораблей и судов самого разного назначения, они зачастую мешали друг другу основательно.
22 ноября после полудня к месту аварии прибыл командующий КБФ адмирал Арсений Головко. Немного позже к нему присоединился главком ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков, срочно прилетевший из Москвы в Таллин. Видение спасательной операции даже у адмиралов было разное, видимо, настолько разное, что после совместной беседы главком КБФ А.Головко уехал в Балтийск. Первое время казалось что трагедии удастся избежать: с подводной лодкой установили связь, по воздушным шлангам был подан воздух, началась подготовка к подъёму. Спасательные работы продолжались 32 часа, но окончились безрезультатно. Последний разговор главкома ВМФ с В.Колпаковым закончился командой: "Никаких мер самостоятельно не предпринимайте. Мы посоветуемся и будем готовить ваш выход". Советовались долго, за это время шторм оборвал и кабель связи и воздухопроход. Команду выходить самостоятельно дал старший лейтенант В.Колпаков, взявший на себя командование подлодкой, но подводники к тому времени были настолько ослаблены, что даже спортивный, хорошо подготовленный мичман-стажёр Виктор Васильев, пошедший первым, умер в шахте, преградив собой последнюю "тропу" выхода из аварийной подлодки.
Разыгравшийся шторм сорвал воздушные шланги, нарушил связь и задержал на несколько дней спасательные работы. В итоге - 29 членов экипажа подводной лодки М-200, оставшиеся в отсеках, погибли.
Военной прокуратурой по факту гибели подводной лодки М-200 было возбуждено уголовное дело. Суд состоялся в Таллинне. Виновными признали командиров обоих кораблей. Командир М-200 капитан-лейтенант А.Шуманин был приговорен к лишению свободы сроком на 6 лет, командир эсминца «Статный» капитан 3 ранга Ю.Савчук – к трем годам заключения (впоследствии, после проведения дополнительного расследования он был оправдан).
В конце ноября 1953 года «М-200» была поднята спасательным судном «Коммуна» с 53-метровой глубины и отбуксирована в Таллин. 29 марта 1957 года субмарина переформирована в учебно-тренировочную станцию, но уже 6 января 1958 года исключена из списков и сдана на разборку.
Вечная память...