Читала немного Эдельмана, «Интерфейс и способность делать выбор», не всю книгу, а что нашла онлайн (Joe Edelman, 2014, Choicemaking and the Interface http://nxhx.org/Choicemaking/) – немного думала.
Эдельман пишет о тех меню в наших смартфонах и в приложениях, которые мы используем, но вопрос выбора по меню применим и к жизни в целом. Получается, что тот, кто проектирует систему, делает выбор за нас, ограничивая пунктами меню.
Мы же постоянно что-то выбираем, но почти никогда не задумываемся, кто предоставляет нам выбор и почему. И часто становимся жертвами уловок, например – скрытых расходов и пустых обещаний.
Например, время – тоже скрытые затраты, считает Эдельман, и это звучит логично.
Для того, чтобы сделать хороший выбор, нужна полнота информации – как изнутри (что нам действительно нужно), так и снаружи – что существует, почему именно такой набор и насколько он модифицируем (какие есть ограничения и почему).
Интернет и мобильные телефоны сузили количество наших возможностей выбирать себе что бы то ни было: гаджеты всегда под рукой, и заняться ими легко, а любой выбор занятия вне гаджета требует значительно больших усилий.
В идеале наш выбор должен быть таким, о котором мы не пожалеем в будущем, совпадать с нашими потребностями и ценностями. Но на деле меню может повлиять на наш выбор, мы откорректируем цели и рационально объясним себе наше решение. А ведь по-хорошему мы сначала должны понимать, что нам ценно и важно, и какие варианты достижения этого возможны – это и должно быть нашим меню.
Далее Эдельман уходит в «гуманизацию интерфейса» – я не верю, что это возможно, но выглядит круто: он предлагает давать описательную характеристику тому, что мы выбираем, нажимая на экран. И предлагать альтернативы. Например, иконки соцсетей сопроводить тэгами «короткая пауза» или «легкое чтиво». И если я выбираю опцию «тикток» - «короткая пауза», альтернативой-подсказкой может быть «прогулка». А выбор велика в интернет-магазине может содержать подсказки «упражнения для хорошей формы» и «велопрогулки», и я согласна, что это придаст больше осознанности выбору.
Сейчас метаданные хорошо иллюстрируют коллективный выбор, но это выбор импульсивный, за ним не видно уровень удовлетворения этим выбором. Хотя, сейчас, мне кажется, все приложения и магазины требуют отзывов с изматывающей настойчивостью, и, возможно, сбор данных по Эдельману уже пошел)
Наши ответы на вопросы типа «какой покупке ты рад?» (а не «что ты купил?») помогут выработать стратегии, приносящие радость в долгосрочной перспективе, говорит Эдельман.
Ну а для меня это поле для раздумий, насколько вообще стоит делать выбор без критического взгляда - а что вообще в предложенное меню не вошло? И насколько то, что вошло, может быть мне полезным? Потому что в сегодняшнем изобилии всего привычка отказываться от того, что предлагается, может оказаться самой ресурсосберегающей…