Мальвы — прекрасные цветы, и неудивительно, что для многих художников и поэтов они являются источником вдохновения. В прошлой статье мы любовались картинами зарубежных художников, а эту я хочу посвятить творчеству соотечественников.
Начнём со стихотворения Марины Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка...". Это стихотворение входит в цикл "Ока", который был опубликован в Москве в 1912 году в сборнике "Волшебный фонарь".
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют в добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…
Читая это очень лиричное стихотворение, мы чувствуем грусть автора по местам, где прошла её юность. Мы представляем берег Оки и красивые "свечки" мальв. Время течёт, всё изменяется, но каждый год расцветают эти прекрасные цветы. И продолжают радовать людей.
Мальвы, изображенные на картине ниже, росли 140 лет назад. Благодаря художнику, имя которого с детских лет известно каждому россиянину, их цветение и сейчас радует нас, и будет радовать наших потомков.
Угадали автора картины? Его подпись есть слева внизу.
Это Илья Ефимович Репин.
А сейчас полюбуемся светло-жёлтыми мальвами, которые в конце XIX века росли в Саратовской губернии.
Картина написана живописцем, которого называют первым русским импрессионистом. Академик живописи с 1905 года, он был также педагогом и писателем, а с 1910 г. — главным декоратором и художником московских театров. Узнали ли вы его? Это Константин Коровин.
Следующая картина показывает нам пару, беседующую тёплым летним вечером на террасе усадебного дома. У дома растут героини этой статьи — стройные мальвы.
Автор картины был одним из основных организаторов "Товарищества передвижников". А картина, которую мы сегодня рассматриваем, находится в музее, носящем имя своего создателя. Этот художник — Иван Николаевич Крамской.
Следующий натюрморт прост по композиции — кувшин с мальвой и несколько листьев на столе. Но благодаря контрасту с неоднородным тёмным фоном цветы приковывают взгляд, заставляют зрителя заметить их неяркую красоту.
Картина написана известной художницей-авангардисткой, чьи работы находятся во многих музеях мира. Родилась она в Росссии, свою творческую деятельность начинала как скульптор, но потом, отчасти под влиянием будущего мужа, художника-авангардиста Михаила Ларионова, занялась живописью. Ниже приведены слова Ларионова, сказанные будущей жене.
У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!
В 1914 году супруги уехали из России, приняв предложение Дягилева о работе в его антрепризе. Думаю, что вы уже узнали художницу. Её имя Наталья Сергеевна Гончарова.
Посмотрим на два очень похожих букета, написанных в стиле постимпрессионизма.
Тема цветов не была основной в творчестве художника, но он часто рисовал как букеты, так и растущие цветы и подходил к этому очень ответственно. "Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками", — говорил он и сам следовал этому. На обеих представленных картинах есть подпись художника Петра Кончаловского.
Сейчас предлагаю посмотреть мальвы художницы, которую, быть может нельзя назвать выдающейся, но её работы интересны и сами по себе, и из-за личности автора.
Акварель выполнена в технике почти утраченной русской многослойной живописи. А её автором является великая княгиня Ольга Александровна Романова, младшая дочь российского императора Александра III и сестра последнего императора Николая II.
Следующая картина с роскошным букетом разноцветных мальв имеет нескольких авторских повторений, поэтому такой большой диапазон её датирования.
Автор картины — уроженец Казани, известный российский, советский и американский художник. Был учеником Репина. Илья Ефимович недолюбливал его, но спустя много лет назвал "наиболее талантливым в числе современных живописцев". Имя живописца — Николай Иванович Фешин.
Следующая картина по своим размерам совсем небольшая — её размеры 16.3 x 24.5 см. Но как хороши на ней мальвы! Они на переднем плане, занимают больше половины холста. Видимо, растут на пригорке, поскольку даже трубы виднеющегося за их зарослями дома ниже.
Кажется, что мы ощущаем аромат этих цветов!
Автор картины — русский живописец-пейзажист польского происхождения, академик и действительный член Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, внесший большой вклад в популяризацию украинского пейзажа. За годы своей жизни он написал более четырёхсот картин. К сожалению, жизнь трагически оборвалась в 52 года: в апреле 1911 года он повесился в своём кабинете. В предсмертной записке он указал, что причина самоубийства — травля со стороны недоброжелателей. Не хочется писать о грустном. О том, чем была вызвана необоснованная травля, вы сможете прочитать, например, в Википедии. А я хочу лишь назвать имя замечательного художника — Константин Яковлевич Крыжицкий.
Посмотрим на украинский пейзаж ещё одного художника-академика.
Высокие красные мальвы красуются почти в центре картины, сразу обращая на себя внимание. Белые хаты-мазанки с соломенными крышами с растущими возле них мальвами были типичны для украинских сёл. Художника, который запечатлел эту хату, звали Ефим Ефимович Волков.
Далее вновь обратимся к натюрморту-букету. Первоначально он был выставлен в 1910 году на первой выставке объединения "Бубновый валет" под названием "Букет". Букет в основном составлен из мальв, лишь несколько васильков соседствуют с ними. Быть может, поэтому автор впоследствии поменял название, и сейчас картина известна как "Мальвы на чёрном фоне". К сожалению, оригинал картины я не видела, а в репродукции в сети очень разные по цветовой гамме. Поэтому привожу две для сравнения.
Мне кажется, что к цветам оригинала ближе первая репродукция. Сужу исключительно по названию, поэтому не исключено, что ошибаюсь. А оригинал можно увидеть в Тюмени. Картина была приобретена в фонд тюменского музея у вдовы художника. А имя живописца — Александр Васильевич Куприн.
На этом я закончу свой обзор картин, посвященных мальвам. Конечно, на полноту этот обзор не претендует. Тема очень обширна. Достаточно, например, в сервисе "гугл-картинки" задать "мальвы, живопись" — выдача будет состоять из десятков и даже сотен результатов. Особенно много работ современных авторов. Но нельзя объять необъятное.