«Рязанцы серпами рожь не жнут – шильями колют, по одной соломине. А колокол для церкви из лыка сделали, тот и звонит – «щелык-перелык». А как поедут с извозом в Казань, какой-нибудь озорник повернёт на их ночёвке оглобли назад, они и едут опять домой, встречают своих жён и дивятся. А поросят на нашесте заставляют сидеть, потому что, чего им не сидеть при четырёх ногах, когда курица о двух да сидит?»
«РЯЗАНЬ-СЕЛЕЦ – ЛЫЧНЫЙ КОЛОКОЛЕЦ»
Вот ведь какие непотребные байки слагали на Самарской Луке о переселенцах из Переяславля Рязанского, которые пришли на здешние земли в конце XVII века, и основали село Рязань, называемое сейчас Большой Рязанью. Этнографы говорят, что причина появления шутливых быличек о простоватых рязанцах – не ядовитый характер местных жителей, а разница обычаев, манеры разговора и других особенностей, которые сразу бросались в глаза тем, кто видел рязанцев впервые. Подобные шуточки в разных российских уголках рассказывают и о вятчанах, и о пошехонцах, да и анекдоты про чукчей – явно из той же серии.
Официальная история села такова. Появилось оно на Самарской Луке в 1670 году. В разное время именовалось Рязанью, Старой Рязанью, Брусянами (по одноименной реке – сейчас есть другая деревня с таким названием), Введенским (по престолу приходской церкви). А Большой Рязанью стало называться для отличия от возникшей позднее деревни Малая (Новая) Рязань. Говорят, что привёз рязанцев на самарскую землю из своего подмосковного родового поместья Окская Рязань один из дворян Орловых. Будто бы те самые крепостные и упросили графа в память о покинутой родине назвать новое поместье Большой Рязанью. Большой, потому что эвон какие вокруг просторы – глазами не объять!
Может, и так. Только позже, веке уже в XIX, рязанцы и сами про себя сочинять начали. Мол, проживали в Рязани шайки казаков. А грабили в стороне, у Жигулёвских гор. Называли их «резанцами», отсюда и название села пошло. Тут, неподалеку, мол, и доказательство имеется – пещера Стеньки Разина: лазейка там хорошая – залезешь с одной стороны, а вылезешь на вершине горы, в тайном городе, Разин-городке. Нынче, мол, уж не пролезешь, сузилось все, а то, может, и взорвали.
Сколько этих разинских пещер по Волге понаделано – в каждом городе обязательно своя найдётся! И Стенькин клад неподалеку – это уж непременно, и со страшным заклятием на нём, потому что водился атаман с самим чертом, как пить дать!
В пещеру Стеньки Разина мы ещё обязательно заглянем. Расположена она ближе к Малой Рязани, там некоторые отчаянные граждане и в наши дни Стенькин клад ищут. А пока просто погуляем по селу. Места тут для переселенцев и впрямь хорошие были – плодородные земли, сочные пастбища и нетронутые залежи глины. Народ-то трудолюбивый приехал, так что расцвела вскоре Большая Рязань. Торговали здесь молоком, медом, шерстью, гончарными изделиями и живой рыбой. Били лесного зверя и птицу – куропаток, тетеревов да диких уток. Ягоды, грибы, родники с чистой прохладной водой – чего не жить в такой красоте?
Так и прижились у нас рязанцы.
ВСЕМ МИРОМ
За сытость свою и общее, так сказать, благолепие решили рязанцы построить в благодарность Богу храм. Собрались на сход и порешили скинуться всем миром – так и появилась в 1792 году первая в Большой Рязани деревянная церковь. Было в ней два престола: главный («холодный», то есть неотапливаемый летом) в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, и в пределе («тёплый», то есть отапливаемый зимой) во имя Живоначальния Троицы. С приходом на самарские земли сначала революционной смуты, а затем гражданской войны, храм был закрыт. Произошло это в 1929 году во время коллективизации – в церкви сначала расположилось колхозное зернохранилище, а через год ее и вовсе сожгли. Сейчас на этом месте установлен большой крест – покаянный знак.
Отстроить храм заново решили еще в перестроечное время, но собирались долго. Местные жители помнят, как при Горбачёве тогдашний секретарь парткома колхоза Алексей Вовченко предложил внести в план развития села постройку храма, но вышестоящее начальство эту идею как бы «не заметило» – это вам ещё не конец 90-х, когда новые храмы в стране стали строиться один за другим. Пришлось лет десять подождать – пока не стал Вовченко сам главой сельской администрации. Тут уж никто не мешал: местные жители идею одобрили, и в 1997 году началось, наконец, строительство – уже на новом месте, поскольку на старом появились дома, и храм здесь уже не поместился бы. Без чудес, говорят, не обошлось: грунтовые воды под селом после возведения ГЭС поднялись чуть ли не до поверхности, где ни копни – вода. Так что к «первому ковшу» приготовили большие насосы для откачки воды. Отслужили необходимый молебен, стали копать, а вода – раз, и ушла куда-то. Чем не знак?
Деревянный сруб привезли из Кирова – построен новый храм из вятской сосны. А колокол отливали в Воронеже. Финансировали строительство АВТОВАЗ, Жигулёвский комбинат строительных материалов и ещё несколько предприятий Тольятти. Руководил строительством тогдашний директор СКП АВТОВАЗа Михаил Добындо, который внес немалую лепту собственных средств. С его помощью появился в храме очень красивый резной иконостас, сработанный известными российскими мастерами. Из прежнего разрушенного более 70 лет назад храма в новый вернулись святыни: иконы, чаша, крест.
В мае 2002 года храм был освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С тех пор, по уверению местного руководства, в селе стало меньше пьянства и больше уважительного отношения людей друг к другу. А ещё – чаще стали рождаться в молодых семьях дети.
ЖИВАЯ ВОДА
Есть в Большой Рязани и свой музей – небольшой «Музей истории сёл Ставропольского района», в котором бережно хранятся предметы и вещи деревенского быта XIX-XX веков – крестьянская утварь и одежда. Встречает посетителей корневая скульптура «Голова Степана Разина», а хранительница музея Валентина Вовченко увлекательно рассказывает туристам о духовных традициях православной Руси, стараясь вдохновить их на богоугодные дела. Чтобы побывать в музее, лучше оказаться в составе какой-нибудь туристической группы – постоянно он не работает, только по предварительным заявкам.
Впрочем, приезжают в Большую Рязань чаще всего, чтобы побывать на святых источниках. Их здесь два, и считаются они чудотворными, но, что интересно, сказать точно, как они появились, в Большой Рязани мало кто может. Говорят, сначала заметили, что коровы сюда стали часто на водопой ходить и меньше после этого болеть. Люди смекнули и тоже стали пользоваться «живой водой». А дальше – случаев исцеления становилось всё больше, чудотворность родников установлена была «опытным», можно сказать, путём.
От храма к источникам идет асфальтовая дорога, расположены они всего метрах в двухстах от него. Первое название их утеряно, а при освящении 7 июня 1997 года они были названы во имя Пресвятой Богородицы Всецарицы и Святых Преподобных Антония и Феодосии Киево-Печерских – основателей русского монашества. В тени вековых осокорей вода источников сохраняет температуру +5 градусов. Здесь же находится купальня.
Кое-кто из местных жителей ещё помнит, что до революции к источникам ходили от храма крестным ходом с хоругвями и песнопениями. А однажды, уже в советское время, одна из прихожанок пришла на источники и сильно скорбела, увидев, в каком они находятся запустении. Вскоре после этого явились ей во сне два старца-монаха: один писал что-то на свитке, и оба не обращали на нее никакого внимания, а потом исчезли. В скором времени в Богородично-Казанском храме Тольятти увидела она икону с изображением этих старцев, и узнала, что это были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.
Источники (их называют – «большой» и «малый») очистили от грязи. На «малом» поставили часовенку. Надо было водрузить икону, но образа преподобных Антония и Феодосия не нашли и поставили икону их покровительницы Богородицы «Всецарица» (по-гречески этот образ называется «Пантанасса»). Сейчас над каждым из источников есть уже «своя» икона – не перепутаешь. Считается, что вода «малого» – в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печерских – исцеляет болезни опорно-двигательного аппарата, суставов рук и ног, а также кожные заболевания. «Большой» – во имя иконы Божией Матери «Всецарица» – помогает больным раком (такой источник, говорят, есть еще только в Иерусалиме).
Говоря современным языком, источники в Большой Рязани не так «раскручены», как, например, ташлинский. Люди сюда приезжают гораздо реже и в основном те, кому действительно нужна конкретная помощь. А местные жители пользуются этой водой ежедневно: всё лучше, чем водопроводная…
© 2008-2020, фото автора