Пандемия коронавируса и объявленный во многих странах карантин не могли не сказаться на привычках жителей планеты. К новым реалиям пришлось адаптировать повседневные занятия и досуг. Тем, кто и так привык проводить свободное время за компьютером, оказалось легче: видеоигры и стримы в условиях четырех стен стали популярны как никогда. Так, игровая платформа Steam установила новый рекорд по числу онлайн-пользователей. В воскресенье, 15 марта, в ней были одновременно авторизированы 20 313 476 человек. А компания Discord, чьим приложением геймеры пользуются для общения, временно увеличила лимит зрителей для стриминговой функции Go Live с десяти до 50 человек. Компания надеется, что это увеличение поможет тем, кто работает, посещает занятия или дистанционно общается в результате глобальной чрезвычайной ситуации с коронавирусом.
Вспышка COVID-19 повлияла не только на игры, но и на бьюти-индустрию. Сидящие дома миллениалы стали активными клиентами онлайн-магазинов и зрителями бьюти-блогеров. Как пишет Jing Daily, пока миллионы молодых пользовательниц Сети сидят дома, бренды косметики налаживают коммуникацию с ними через лидеров мнений: от стримов до коротких видео в Douyin (аналог TikTok).
Выход на новые каналы распространения и рекламы — оправданный риск для китайских компаний. По данным Глобального института McKinsey, Китай является крупнейшим рынком потребления предметов роскоши в мире. В своем отчете China Luxury, опубликованном в 2019 году, говорится, что на долю Китая приходится две трети глобального роста расходов на предметы роскоши. При этом жители страны, родившиеся после 1990 года, становятся движущей силой интернет-торговли: с каждым годом увеличивается количество покупателей, количество денег, которые они готовы потратить, и частота их покупок.
Последовав примеру бьюти-блогеров, косметические компании сами начали выходить в эфир. Шанхайский бренд косметики Forest Cabin временно закрыл около половины из своих 337 магазинов по всему Китаю из-за вируса. Магазины, которые остались открытыми, пустовали. В одном из интервью 31 января основатель компании Сун Лайчунь сказал, что во время праздников Весеннего фестиваля продажи упали на 90 % — а этот период традиционно является пиковым временем для покупок.
Бренд переориентировал продажи и маркетинг, сделав упор на стримы и электронную торговлю. Всего за 15 дней продажи Forest Cabin превысили этот же показатель в прошлом году на 45 %.
Бренд обучил 1 600 продавцов тому, как вести прямую трансляцию, и к услугам компании начали обращаться около 3 тысяч новых лояльных клиентов ежедневно. Ранее это число разнилось от 800 до тысячи человек. Сам Сун присоединился и провел двухчасовую сессию в День святого Валентина перед более чем 60 тысячами зрителей. К концу эфира он продал почти 400 тысяч флаконов увлажняющего масла камелии и выручил около 400 тысяч юаней. Если раньше онлайн продажи составляли только около 25 % выручки Forest Cabin, то сейчас — 90 %. «Результаты превзошли все мои ожидания», — заявил Сун.
Впрочем, бьюти-блогеры и стримеры были привычным явлением для Сети и до пандемии. Для продавцов из разных отраслей стримы стали важным инструментом не только для компенсации простоя в офлайн-бизнесе, творческого самовыражения в маркетинге и привлечении клиентов. Пользователи китайских торговых площадок смотрят, как повара транслируют уроки кулинарии на кухнях ресторанов, агенты по недвижимости проводят экскурсии по квартирам, знаменитости и певцы дают онлайн-концерты из дома, а автосалоны демонстрируют люксовые интерьеры своих автомобилей.
Китайские диджеи и рейверы тоже не хотят отказываться от любимых развлечений и устраивают облачные рейвы. Выглядит это так: диджеи играют в прямом эфире или выкладывают на стриминговый сервис записанное видео своего сета. Зрители комментируют видео, создавая иллюзию набитого зала. Некоторые в ответ выкладывают видео, где они танцуют дома. Vice и Business Insider отмечают, что такой формат вечеринок стал крайне популярным. Например, на облачный рейв пекинского клуба Sir Teen 10 февраля «пришли» почти 2,3 миллиона человек и еще более 100 тысяч зрителей присоединились к нему в течение первых 30 минут.
Метал-группа Code Orange из Питтсбурга также нашла в стриминге выход из затруднительной ситуации. 13 марта должна была состояться презентация их альбома «Underneath», но шоу отменили всего за два дня, пишет Popular Science. Команда сыграла концерт в прямом эфире на Twitch. Создать обстановку метал-концерта помогла съемка с рук и рваный монтаж. В зале, где должны были находиться до 2 тысяч любителей экстремальной музыки, было всего около 20 человек. Зато перед мониторами с запущенным стримом трясли волосами 13 тысяч фанатов группы.
Twitch спас и футбольных фанатов из Испании. Жители Севильи в марте остались без традиционного дерби — матча команд «Реал Бетис» и «Севилья». Вместо настоящего футбола защитник «Севильи» Серхио Регилон и нападающий «Бетиса» Борха Иглесиас провели матч в FIFA 20. За встречей наблюдали более 60 тысяч зрителей. Виртуальный «Бети» победил со счетом 6:5. После встречи Иглесиас написал в твиттере, что рад выиграть виртуальное дерби. Регилон поблагодарил зрителей и выразил надежду, что они хотя бы немного развлеклись и им понравился матч.
Прямые трансляции в Китае начали вести даже фермеры, которые с помощью стримов рекламируют собственный урожай. По данным Abacus, дела пошли неплохо как минимум у одного такого стримера-агрария: за один стрим на торговой площадке Taobao он смог продать около пяти тонн помидоров, 7,5 тонны огурцов и три тонны клубники.
Успех стриминга среди продавцов подтверждается и ростом популярности площадки Taobao Live: в начале февраля там произошло на 110 % больше трансляций, чем в аналогичный период прошлого года, отмечает Inside Retail Asia. Движущей силой этого притока покупателей стал рост числа компаний, использующих онлайн-инструменты продаж и взаимодействия с потребителями. Физические магазины тех же предприятий оставались закрытыми, а миллионы покупателей не выходили на улицу, чтобы предотвратить дальнейшее распространение COVID-19.
Скучающие в условиях изоляции горожане готовы смотреть даже на спящих людей. Актер-любитель под ником Yuansan, запустил 9 февраля стрим, на котором он заснул. По словам молодого человека, он хотел проверить, храпит ли он. Yuansan в буквальном смысле проснулся известным: его трансляцию посмотрели несколько сотен тысяч раз, а на его канал подписались 800 тысяч человек. Поспав перед камерой, Yuansan заработал 76 800 юаней (11 тысяч долларов США) с помощью донатов.
Вынужденное затворничество большого количества жителей планеты влияет на дела компаний, которые традиционно обслуживают домоседов. В начале марта акции онлайн-кинотеатра Netflix упали на 2,9 % до 372,78 доллара, а акции сервиса по доставке еды Grubhub — на 2,2 % до 51,62 доллара. The Los Angeles Times называет это неплохим результатом на фоне падения индекса S&P 500 (в его корзину включено 500 избранных торгуемых на фондовых биржах США публичных компаний, имеющих наибольшую капитализацию) на 3,4 %.
Аналитики полагают, что если коронавирус продолжит распространяться по миру, то жители США будут вести себя так же, как и китайские потребители, а ретейл переместится в онлайн. По данным аналитической компании App Annie из Сан-Франциско, еженедельные загрузки игровых приложений на устройствах Apple в прошлом месяце выросли в Китае на 80 % по сравнению со среднемесячным количеством загрузок в 2019 году.