«Наше дело — верное,
Наши карты — козыри,
Наша смерть, наверное,
На Телецком озере».
Н. Рубцов.
О тех, кто погиб на озере.
Читая книгу В. В. Селегея «Телецкое озеро. Очерки истории» я обратил внимание на интересную тему. Он пишет: « В 70-е годы берега озера неожиданно превратились в кладбище с памятниками, белеющими на фоне зеленых берегов и серых скал. Родственники погибших считали для себя святой обязанностью увековечить место гибели близкого человека, хотя под памятником не было ни одного покойного - тела не всплывают из-за холодной воды на больших глубинах. Замечу - чрезвычайно широко распространенные слухи о том, что утопленники в озере “консервируются” и в таком состоянии пребывают столетиями - не более, чем “страшилка”, выдумка чистейшей воды! Несмотря на “достоверные” ссылки о неких мифических исследователях озера, опустившихся в батискафе и наблюдавших своими глазами “царство мёртвых” - и, естественно, поседевших от перенесённого ужаса. Нужно ли говорить о том, насколько тягостно действовала - и действует! — могильная картина на людей, прибывших сюда совсем за иными эмоциями».
Я уже тоже писал об утопленниках.
https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/i-utoplenniki-riadami-stoiat-5d465a8031878200ad83f222 но сегодня не много о другом.
Известный исследователь Телецкого озера Валентин Селегей, на мой взгляд, затрагивает очень трудную тему, он пишет. «Я обратился с письмом в Облсовет* о запрете установки памятников на месте гибели людей. Однако же, уважая чувства родственников, я предложил заменить памятники на мемориальные доски, зацементированные в скалы. Постановление было принято, но практически оно не сработало - установили всего лишь две металлические доски в скалах. Сказалось отсутствие строгого контроля местных властей. Естественно, я не имею в виду погосты на лесных кордонах и в поселках на берегах озера».
Сегодня на озере есть только одна памятная доска в устье реки Б.Чили. А в других местах стоят старые памятники и, к сожалению, появляются новые кресты. Сколько памятников на Телецком озере я знаю? Вернее, сколько мест трагедии мне известно, так как не везде есть памятники.
На мысе Алехина, чуть дальше устья р. Карабель – памятник погибшему туристу в 1983 г. В устье р. Большая Эстюба. На мысе Ижон есть две могилы. В книгах говорится, что на Ижоне похоронены два иеромонах Чулышманского монастыря Димитрий и Серафим, расстрелянных красноармейцами в 1919 г. Так как на Ижоне жили алтайцы, возможно, там есть старое кладбище. На скале у р. Большие Чили есть памятная доска погибшему туристу байдарачнику. У р. Кольадын установлен крест двум парням. Они пропали при загадочных обстоятельствах.
На мысе Кырсай, рядом с причалом стоит памятник местному жителю. На берегу Чебачьей протоки уже вначале 80-х стоял большой памятник. Говорили, что поставила его убитая горем вдова. Якобы она не дала мужу денег на алкоголь, из-за чего он выпрыгнул с теплохода и погиб. Странная история, но ее подтверждают несколько старожилов. Однажды река подмыла берег и памятник упал. Так и валяется под обрывом. В 90-е на этом высоком берегу появились еще два памятника жителям п. Балыкча, погибшим в разное время.
На острове Камаин похоронен Александра Гелев, погибший на лодке у мыса Черлок. Гилевы давно живут на этом острове, можно сказать, что это их первая могила на семейном кладбище.
В Чири, в усадьбе Смирнова несколько захоронений. На высокой террасе похоронен сам Николай Павлович, его супруги Дора Захаровна и их детей.
На берегу озера у речки Чири появились могилы Валеры Вагина и Николая Николаевича Смирнова. Там же в заливе Кыга, на кардное Чири, в погожий летний день, купаясь, утонул инспектор заповедника Александр Карабинский.
В Беле два памятника, первый находится у причала, лесничему Александрову и леснику Лумельскому. Утонули в декабре 1969 года.
Второй у часовни - сотруднику то ли заповедника, то ли лесхоза балыкчинцу Чокину. Он утонул в 60-х годах.
В поселке Беле есть кладбище, на котором упокоены местные жители. И, наверное, есть могила матери Юры Корсакова, которая вышла погулять и не вернулась. Искали ее долго, но безрезультатно.
В Челюше в начале 10-х утонул сын инспектора заповедника Труляева, но похоронили его в Яйлю.
На мысе Саратки давно стоит памятник. Его видно издалека. На памятнике два портрета, братьям Пыжанкиным - Александру и Алексею, выпавшим за борт теплохода Алтайского заповедника "Ирбис" 4 декабря 1981 года
На кордоне Кокши есть могила инспектора Григория Алифанова и крест памяти погибшим в катастрофе вертолета.
В 2009 г напротив мыса Колбухту, под лед на снегоходе провалились Женя Жеребятьев и Лена Денисова.
Где то напротив залива Колдор в 2019 г провалился автомобиль «Нива» погиб один человек.
На кордоне Байгазан на берегу озера есть памятник лесничему Ивану Кривошапову, который утонул в 1966 г. 14 августа 2006 года недалеко от мыса Караташ упал самолет, который пилотировал Иван Примеров. Погибло 3 человека. Мне кажется, что на Кокаихе должен быть памятник, но я там не был очень давно.
Еще я помню странную историю, в которой местный бич, по кличке Рыжий перевозил через озеро молодого парня и парень потерялся. Было это в конце 90-х. И в тоже время на озере пропал известный браконьер Юра Бедарев.
Селегей в своих очерках «Телецкое озеро» вспоминает «В 1966-1985гг из 200 жителей поселка Яйлю, Белинского, Чодринского и Язулинского лесничеств погибло 24 человека: лесничий, моторист-рулевой теплохода, две школьницы - в Белинском лесничестве, директор заповедника, главный механик, капитан теплохода, два тракториста, три рядовых работника, молодая женщина, два студента-практиканта, техник-гидролог и наблюдатель водомерного поста».
Первое конкретное упоминание о гибели людей на Теленком озере можно обнаружить в работах В. И. Верещагина, побывавшего на озере в 1905-08 годах. Он пишет: «Летом 1907 года, два “калмыка” в улусе Яйлю погрузили буренушку в лодку, намереваясь доставить ее на противоположный берег. Посреди озера корова “забрыкалась”, перевернула лодку. Лодочники и животное утонули».
Я тоже знаю несколько историй утонувших людей. На моих глазах тонули люди напротив Артыбаша, но мы их вытащили. Я вытаскивал алтайца в Кырсае, оказалось, что он был в лодке не один и его товарищ утонул. Мой друг Рома Бачишев утонул в середине 90-х. Самая странная история произошла пару лет назад. Два парня, Саня Тукмаков и его друг, просто исчезли из катера. А еще мой товарищ Валера Вагин утонул на Карагае.
Познакомившись со списком погибших, который составил Валентин Селегей, понимаешь, что он не обладал полной информацией. 3 сентября 1983 года между кордоном Байгазан и рекой Карабель привернулась шлюпка (ЯЛ-Д6), на котором шла группа 77 маршрута туркомплекса «Алтай». Инструктор группы Александр Воевода, лоцман Валентина Матвеева. Я встречался с этой группой на маршруте, но выехал раньше на теплоходе. Тогда погибло два человека. Одному из погибших стоит памятник на мысе Алехина*, недалеко от устья р. Карабель.
Одна из самых крупных трагедий случилась 11 июля 2011 г. В районе мыса Куан перевернулся катер «Волга». «В результате опрокидывания погибли четыре туриста, в том числе один несовершеннолетний ребенок».
Я написал эту скорбную заметку для того, что бы приезжающие знали, что Телецкое озеро очень опасное и непредсказуемое. И даже местные жители, хорошо знающие озеро, попадают в драматические ситуации. Предложение Валентина Селегей о запрете ставить на берегах памятники погибшим в Телецком озере, сегодня кажется уже не актуальным, потому что в последнее время родственники понимают, что памятники не украшают озеро. Но мы же говорим не о красоте, а о безопасности. А памятник очень быстро успокаивает бесшабашных путешественников по Телецкому озеру. Может надо чаще показывать эти трагические знаки?
Один знакомый предложил установить буйки с фотографиями. Таков горький юмор.
*Облсовет - Горно-Алтайская автономная область, административно-территориальная единица РСФСР, существовавшая с 1948 по 1991 год. Административный центр - город Горно-Алтайск.
*Мыс Алехина – это название я встречал только на карте Селегея. Возможно это его инициатива. О.А. Алехин известный ученый руководитель Телецкой экспедиции государственного гидрологического института 1930 г.
Спасибо Евгению Веселовскому за уточнение и мнение: «Считаю, что следует поставить памятник всем погибшим на Озере, как назидание и наставление живущим и как память о людях, населявших берега Алтын-Кёля испокон веков. Об особенностях подобной скульптурной композиции можно много говорить и спорить, но я бы поставил некое подобие буддийских молитвенных барабанов или повесил бы колокольчики. Барабаны можно крутить, проходя на какой-нибудь водопад (Корбу или Чодор), колокольчиками можно звенеть. Думаю, будет трогательно и проникновенно».
25 июня 2020 г. недалеко от устья р. Б. Чили погиб мужчина, катавшийся на гидроцикле. Со слов очевидцев, поздно вечером он уехал кататься, друзья остались на стоянке. С наступлением темноты мужчина не вернулся, утром в 5 км от стоянки обнаружили гидроцикл и тело погибшего. Вот и результат.