Найти тему
Satdata

АРК-5 - арктический самолет с комфортом (относительным)

АРК-5 (справа внизу фото газеты с широким описанием нового перелета на этих машинах)
АРК-5 (справа внизу фото газеты с широким описанием нового перелета на этих машинах)

Базовая модель для этого самолета была известна в СССР в 30-х,так же широко, как и "Жигули" в 70-х. Это Р-5, массовый разведчик-биплан. Из-за огромного количества выпущенных экземпляров (более 7 тыс) и сравнительно рациональной конструкции (автор - Поликарпов) самолет был переделан в самые различные варианты. Тем более, что армия начала избавляться от него в середине 30-х. Известны пассажирские, санитарные самолеты на базе Р-5. Не говоря уже о военных вариантах - в качестве штурмовика, торпедоносца и морского разведчика на поплавках. Активное освоение Арктики привело к многочисленным рекордным и просто разведывательным перелетам в 30-е годы. Вот под один из таких перелетов (слава рекордам) и построили арктический вариант АРК-5.

Две машины под руководством Водопьянова совершили перелет на землю Франца-Иосифа. Хотя рекордных задач не ставилось, перелет стал еще одним шагом к подготовке к высадке на северном полюсе годом позднее. Оба самолета были хорошо подготовлены и представляли собой некий образец, как должны быть экипированы все советские арктические самолеты.

Кабины машин были очень качество отделаны (обиты плюшем!) и утеплены,было подготовлено место для 3-го члена экипажа. В бортовых обтекаемых контейнерах (их еще и увеличили в размерах) помещались запасные винты, лыжи, нарты, палатки и надувные резиновые лодки (!). Еще была масса полезных вещей для пребывания на льду всего экипада с запасом продовольствия на 45 суток.

Головной самолет Н-127 был оборудован радиопеленгатором и радиокомпасом, а также радиостанцией МРК-0,04, с жесткой антенной на верхнем крыле.

Н-128 был оборудован проще и имел коротковолновую радиостанцию для связи с землей и Н-127.

Вверху - группа участников знаменитого перелета (Водопьянов второй слева) на фоне АРК-5 номер Н-127
Вверху - группа участников знаменитого перелета (Водопьянов второй слева) на фоне АРК-5 номер Н-127

Полет прошел успешно, правда на обратном пути второй самолет потерпел аварию, но без потерь. Восстанавливать его не стали.

Вариант окраски АРК-5 (все фото статьи взяты из открытых источников)
Вариант окраски АРК-5 (все фото статьи взяты из открытых источников)

Конечно, указанные вариант АРК-5 был все же "парадным", и в дальнейшем не все Р-5 переделывали с такой тщательностью. Но все же свой вклад в освоение Арктики он внес. Одна закрытая и теплая кабина давала 100 очком вперед продуваемой кабине стандартного Р-5...

Технические характеристики:

Модификация: АРК-5
Размах крыла, м: 15,50
Длина, м: 10,56
Высота, м: 3,60
Площадь крыла, м2: 50,20
Масса, кг
-пустого самолета: 2120
-нормальная взлетная: 3242
Двигатель: 1 х ПД М-17Ф
-мощность, л.с.: 1 х 715
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 217
-на высоте: 202
Крейсерская скорость, км/ч: 185
Практическая дальность, км: 1350
Практический потолок, м: 5600
Экипаж, чел: 3.

О другом арктическом самолете - гидроплане - тех лет - здесь.

О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде, особенно в Арктике - здесь.

Всем удачи и успехов!