Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Чувствительность к звукам при аутизме и алалии. Что с этим можно сделать?

Оглавление

Одной из распространённых проблем при нарушениях развития является неадекватная сенсорная чувствительность. Чаще всего с ней сталкиваются родители детей с аутизмом, однако подобное встречается и при других расстройствах: например, для сенсорной алалии характерна повышенная слуховая чувствительность, а для СДВГ не редкость проблемы с проприоцепцией (восприятием своего тела в пространстве) и равновесием.

Видов нарушений чувствительности много и материала по этой теме, хватит не то что для отдельной статьи, но и для целой книги. Поэтому здесь я рассмотрю наиболее часто встречающийся вид - нарушения слуховой чувствительности.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Какие проблемы со слуховым восприятием наиболее часто встречаются при нарушениях развития?

При нарушениях развития часто встречается гиперчувствительность (гиперакузия) по отношению к некоторым звукам и нарушения слухового внимания.

Основной проблемой я бы назвала даже не гиперчувствительность, а именно проблемы с вниманием. В норме мы выделяем важный источник звука и слушаем только его, игнорируя помехи. Но при нарушениях слухового внимания этот "фильтр" даёт сбой, в результате чего ребёнок слышит всё одновременно: говорит мама, орёт телевизор, где-то бибикает машина и гудит пылесос. Слуховая система малыша не понимает на что реагировать в первую очередь, перегружается и отключается. В результате мы имеем физически слышащего ребёнка, который, тем не менее, ведёт себя как глухой и фактически никак не реагирует на обращённую к нему речь.

Я неоднократно упоминала, что при работе над пониманием речи очень важна слуховая гигиена: нельзя, чтобы с ребёнком сразу говорили несколько человек, надо стараться не общаться на фоне музыки/ТВ/в шумной среде, говорить разборчиво и не тараторить. Слуховая гигиена важна именно поэтому - проблемы со слуховым восприятием при аутизме и сенсорной алалии встречаются особенно часто и ребёнок физически не способен выделить важное из потоков звука, в связи с чем надо устранять лишние шумы и буквально "помогать" малышу слышать вас.

Нередко таких детей сопровождает сверхчувствительность к определённым звукам. Например, мой ребёнок боялся дверных и велосипедных звонков.

Важно: нормально, когда и ребёнок, и взрослый человек испытывают неприязнь к каким-либо видам звука. Например, скрип ножа по стеклу неприятен почти всем. Поэтому не стоит вешать на ребёнка диагнозы, если при нормальном общем поведении и развитии, он боится каких-то звуков.

При нарушениях развития это поведение патологично тем, что ребёнок не просто не любит звуки и плохо воспринимает шум - он ещё и бурно на всё это реагирует:

🚩 Может ударить человека рядом, особенно, если он и есть источником звука;

🚩 Может зажимать уши руками. У некоторых детей бывают настолько сильные проблемы, что от перегрузки они просто ложатся на пол, закрывают глаза, уши и сжимаются, пытаясь уйти в себя;

🚩 Может появляться гиперактивность. У относительно спокойного ребёнка как будто отрастает мотор. Он начинает много двигаться и бегать, пытаясь сбросить сенсорную перегрузку;

🚩 Могут появится вокализации и крики у неговорящих детей и эхолалии и повторяющиеся разговоры с самим собой у говорящих, как попытка заглушить раздражающий шум;

При этом любые слова типа "Успокойся", "Перестань" и прочее очень вряд ли подействуют на такого ребёнка, так как он просто перестаёт что-либо слышать вообще - звуки сливаются в один гигантский, неразборчивый салат.

Как можно улучшить ситуацию с проблемным слуховым восприятием?

Прежде всего хочу сказать, что ребёнок с явными проблемами в понимании речи и реакцией на звуки непременно должен быть обследован у врача на предмет патологий.

Существует много болезней, способных повлиять на чувствительность ребёнка к звукам: нарушения мозгового кровообращения, опухоли таламуса и ствола мозга, дефицит магния, заболевания среднего и внутреннего уха, энцефалит и менингит. Поэтому врачебный осмотр и диагностика наличия/отсутствия отклонений при помощи тех же ЭЭГ и КСВП обязательна, ведь может сложится так, что вы будете годами лечить аутизм, а надо было всего-то нормально обследовать ребёнка.

Если же явных проблем по здоровью не наблюдается, снизить чувствительно можно:

👉 Использованием беруш или затычек с шумоподавлением. Есть разные модели - одни варианты блокируют шум полностью, что может быть полезно в очень шумном месте, чтобы ребёнок мог отдохнуть. Другие варианты блокируют только определенные частоты, при этом ребёнок слышит речь и некоторые другие звуки;

👉 Мягко приучать к неприятным звукам. Лёва не любил велосипедный звонок и только от одного его звука начинал заливаться плачем. Я решила эту проблему так:

  • приучала сына, включая на компьютере звук звонка велосипеда. Сначала тихо, постепенно всё громче. Если сыну не нравилось (беспокойство, паника и прочие заметные проявления), я выключала. Но постепенным приучением мне удалось добиться улучшения его звуковой терпимости.
  • также, при каждой возможности я показывала ему велосипедные звонки и разрешала звонить в них. Сначала его этот шум пугал, но постепенно опыт подсказывал ему, что ничего страшного не происходит и мы избавились от этой чувствительности полностью.

👉 Носить с собой плеер с наушниками, чтобы в случае каких-либо проблем просто давать ребёнку послушать любимую музыку, посмотреть мультик и т.д.;

👉 Уменьшать звуковое давление. И для уменьшения сенсорной нагрузки, и для улучшения слухового внимания на занятиях рекомендую по возможности закрывать окна и двери, если оттуда доносится лишний шум, не садить ребёнка рядом с приборами, которые издают звуки/гудят/шумят.

👉 Работать с равновесием. Вестибулярный аппарат, отвечающий за равновесие, - это часть системы внутреннего уха. Работая над равновесием ребёнка, мы работаем с внутренним ухом и улучшаем его функционирование.

А если ребёнок наоборот слабо чувствителен к звукам и любит что погромче?

И такое бывает. Это явление называется гипоакузия. При ней ребёнок может:

🚩 Игнорировать определённые звуки или частоты;

🚩 Нарочно громыхать предметами, стучать, издавая прямо таки болезненные для окружающих шумы;

🚩 Слышать только одним ухом или иметь частичную тугоухость обоих ушей.

Однако эти нарушения всё-таки больше из тех, которые должен лечить сурдолог, так как это скорее проблемы в области слуха, нежели отклонения в работе сенсорной и нервной систем.

Чем можно помочь ребёнку с гипоакузией?

Прежде всего всё также стоит обследовать ребёнка у врача. Если обнаружится тугоухость, вам будет предложено соответствующее лечение или слуховые аппараты.

Также при обучении таких детей рекомендуется опираться большей частью на зрительные образы, так как слух в дефиците.

Вне зависимости от того, что в наличии у ребёнка - гипер- или гипочувствительность к звукам, с этими нарушениями нужно обязательно работать, так как нарушения слухового восприятия прямо влияют на способность ребёнка к общению, обучению и адаптации.

Как всегда, спасибо, что читаете меня :)

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Проблемы со сном и пути их решения при аутизме и других нарушениях развития

Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом и алалией

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти