Одной из распространённых проблем при нарушениях развития является неадекватная сенсорная чувствительность. Чаще всего с ней сталкиваются родители детей с аутизмом, однако подобное встречается и при других расстройствах: например, для сенсорной алалии характерна повышенная слуховая чувствительность, а для СДВГ не редкость проблемы с проприоцепцией (восприятием своего тела в пространстве) и равновесием.
Видов нарушений чувствительности много и материала по этой теме, хватит не то что для отдельной статьи, но и для целой книги. Поэтому здесь я рассмотрю наиболее часто встречающийся вид - нарушения слуховой чувствительности.
Какие проблемы со слуховым восприятием наиболее часто встречаются при нарушениях развития?
При нарушениях развития часто встречается гиперчувствительность (гиперакузия) по отношению к некоторым звукам и нарушения слухового внимания.
Основной проблемой я бы назвала даже не гиперчувствительность, а именно проблемы с вниманием. В норме мы выделяем важный источник звука и слушаем только его, игнорируя помехи. Но при нарушениях слухового внимания этот "фильтр" даёт сбой, в результате чего ребёнок слышит всё одновременно: говорит мама, орёт телевизор, где-то бибикает машина и гудит пылесос. Слуховая система малыша не понимает на что реагировать в первую очередь, перегружается и отключается. В результате мы имеем физически слышащего ребёнка, который, тем не менее, ведёт себя как глухой и фактически никак не реагирует на обращённую к нему речь.
Я неоднократно упоминала, что при работе над пониманием речи очень важна слуховая гигиена: нельзя, чтобы с ребёнком сразу говорили несколько человек, надо стараться не общаться на фоне музыки/ТВ/в шумной среде, говорить разборчиво и не тараторить. Слуховая гигиена важна именно поэтому - проблемы со слуховым восприятием при аутизме и сенсорной алалии встречаются особенно часто и ребёнок физически не способен выделить важное из потоков звука, в связи с чем надо устранять лишние шумы и буквально "помогать" малышу слышать вас.
Нередко таких детей сопровождает сверхчувствительность к определённым звукам. Например, мой ребёнок боялся дверных и велосипедных звонков.
Важно: нормально, когда и ребёнок, и взрослый человек испытывают неприязнь к каким-либо видам звука. Например, скрип ножа по стеклу неприятен почти всем. Поэтому не стоит вешать на ребёнка диагнозы, если при нормальном общем поведении и развитии, он боится каких-то звуков.
При нарушениях развития это поведение патологично тем, что ребёнок не просто не любит звуки и плохо воспринимает шум - он ещё и бурно на всё это реагирует:
🚩 Может ударить человека рядом, особенно, если он и есть источником звука;
🚩 Может зажимать уши руками. У некоторых детей бывают настолько сильные проблемы, что от перегрузки они просто ложатся на пол, закрывают глаза, уши и сжимаются, пытаясь уйти в себя;
🚩 Может появляться гиперактивность. У относительно спокойного ребёнка как будто отрастает мотор. Он начинает много двигаться и бегать, пытаясь сбросить сенсорную перегрузку;
🚩 Могут появится вокализации и крики у неговорящих детей и эхолалии и повторяющиеся разговоры с самим собой у говорящих, как попытка заглушить раздражающий шум;
При этом любые слова типа "Успокойся", "Перестань" и прочее очень вряд ли подействуют на такого ребёнка, так как он просто перестаёт что-либо слышать вообще - звуки сливаются в один гигантский, неразборчивый салат.
Как можно улучшить ситуацию с проблемным слуховым восприятием?
Прежде всего хочу сказать, что ребёнок с явными проблемами в понимании речи и реакцией на звуки непременно должен быть обследован у врача на предмет патологий.
Существует много болезней, способных повлиять на чувствительность ребёнка к звукам: нарушения мозгового кровообращения, опухоли таламуса и ствола мозга, дефицит магния, заболевания среднего и внутреннего уха, энцефалит и менингит. Поэтому врачебный осмотр и диагностика наличия/отсутствия отклонений при помощи тех же ЭЭГ и КСВП обязательна, ведь может сложится так, что вы будете годами лечить аутизм, а надо было всего-то нормально обследовать ребёнка.
Если же явных проблем по здоровью не наблюдается, снизить чувствительно можно:
👉 Использованием беруш или затычек с шумоподавлением. Есть разные модели - одни варианты блокируют шум полностью, что может быть полезно в очень шумном месте, чтобы ребёнок мог отдохнуть. Другие варианты блокируют только определенные частоты, при этом ребёнок слышит речь и некоторые другие звуки;
👉 Мягко приучать к неприятным звукам. Лёва не любил велосипедный звонок и только от одного его звука начинал заливаться плачем. Я решила эту проблему так:
- приучала сына, включая на компьютере звук звонка велосипеда. Сначала тихо, постепенно всё громче. Если сыну не нравилось (беспокойство, паника и прочие заметные проявления), я выключала. Но постепенным приучением мне удалось добиться улучшения его звуковой терпимости.
- также, при каждой возможности я показывала ему велосипедные звонки и разрешала звонить в них. Сначала его этот шум пугал, но постепенно опыт подсказывал ему, что ничего страшного не происходит и мы избавились от этой чувствительности полностью.
👉 Носить с собой плеер с наушниками, чтобы в случае каких-либо проблем просто давать ребёнку послушать любимую музыку, посмотреть мультик и т.д.;
👉 Уменьшать звуковое давление. И для уменьшения сенсорной нагрузки, и для улучшения слухового внимания на занятиях рекомендую по возможности закрывать окна и двери, если оттуда доносится лишний шум, не садить ребёнка рядом с приборами, которые издают звуки/гудят/шумят.
👉 Работать с равновесием. Вестибулярный аппарат, отвечающий за равновесие, - это часть системы внутреннего уха. Работая над равновесием ребёнка, мы работаем с внутренним ухом и улучшаем его функционирование.
А если ребёнок наоборот слабо чувствителен к звукам и любит что погромче?
И такое бывает. Это явление называется гипоакузия. При ней ребёнок может:
🚩 Игнорировать определённые звуки или частоты;
🚩 Нарочно громыхать предметами, стучать, издавая прямо таки болезненные для окружающих шумы;
🚩 Слышать только одним ухом или иметь частичную тугоухость обоих ушей.
Однако эти нарушения всё-таки больше из тех, которые должен лечить сурдолог, так как это скорее проблемы в области слуха, нежели отклонения в работе сенсорной и нервной систем.
Чем можно помочь ребёнку с гипоакузией?
Прежде всего всё также стоит обследовать ребёнка у врача. Если обнаружится тугоухость, вам будет предложено соответствующее лечение или слуховые аппараты.
Также при обучении таких детей рекомендуется опираться большей частью на зрительные образы, так как слух в дефиците.
Вне зависимости от того, что в наличии у ребёнка - гипер- или гипочувствительность к звукам, с этими нарушениями нужно обязательно работать, так как нарушения слухового восприятия прямо влияют на способность ребёнка к общению, обучению и адаптации.
Как всегда, спасибо, что читаете меня :)
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Проблемы со сном и пути их решения при аутизме и других нарушениях развития
Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом и алалией
Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти