Привет, друзья! Сегодня у нас кейс от молодой девушки. Ее вопрос на стыке церковной и светской жизни.
«Я бы не сказала, что у меня православная семья, но мама регент и с детства водила меня с собой в храм. В воскресной школе меня оставили на второй год. Это было давно, сейчас мне 21. То, что мне объясняли о вере, я не понимала, и, вообще, была в детском и подростковом возрасте не таким ангелом, как окружающие меня сверстники. До сегодняшнего дня я пытаюсь разобраться: какой мне быть? Меня постоянно мотает из религиозной среды в светскую. Нужно ли быть определившимся, чтобы счастливо жить? Просто мне кажется, что вся моя неразбериха в жизни из-за того, что я не определилась ― на каком берегу быть. Я верю, что Бог есть, я вижу Его дела, я люблю Его. Меня научили быть хорошей девочкой, но за этой маской я скрываю свои истинные желания и потребности. Вы понимаете, какова эта религиозная среда. В светском мире, на работе, на учебе чувствую себя слишком «хорошенькой», а в религиозной среде ― оторвой.
Давно смотрела Ваш канал, когда Вы были еще в сане, мне близки Ваши мысли. Буду рада ответу. Помогите разобраться, пожалуйста».
Каким я вижу вопрос? «Нужно ли быть определившимся, чтобы счастливо жить?» ― то есть нужно ли мне определиться на каком я берегу ― на светском или на религиозном, ― в какой я стае?
Ответ: «Нет». Вообще примкнуть куда-либо это самый простой вариант, самый легкий. Нет, он, конечно, трудный, нужно же определиться! А наша героиня себя нигде не чувствует уютно: там она слишком «хорошенькая», здесь она «оторва». Сложно выбрать, но все-таки путь выбора является самым простым, а для того, чтобы счастливо жить, нужно идти путем более сложным, а именно: узнать, принять и полюбить себя. Только так можно стать счастливым.
Мне тут возразят, скажут: «Это ересь какая-то, потому что в Евангелии сказано: "Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф.16:24), а я призываю не отвергнуться себя, а принять себя, и это прямо противоречит Евангелию». Не всё так просто, друзья мои! Да, отвергнись себя, возьми крест, иди за Христом ― это так, но прежде чем отвергнуться, нужно понять: чего ты отвергаешься. Ты должен хоть немножко познать себя ― это во-первых. Во-вторых, эта девушка пишет: «Я верю, что Бог есть, я вижу Его дела, я люблю Его».
Я сейчас буду говорить банальнейшие вещи, но мы их заездили настолько, что не понимаем, какая за этими словами спрятана глубина. На самом деле, аксиома в том, что Бог верит в каждого из нас, видит нас такими, какие мы есть за всеми этими масками, ролями. Он в самое сердце смотрит и видит, какой я там внутри. Каждого видит и каждого любит! Не получится ли так, что, отвергаясь себя, я отвергнусь и того, кого Бог во мне любит? Не будет ли это сопротивлением Богу? Бог это во мне любит, а я говорю: «Нет! Это всё мерзость, гадость, греховность! Я это отвергаю, отвергнусь себя…». Господь мне: «Эй, подожди-подожди, но Я-то это люблю! Ты зачем это отверг?». Не получится ли, что я вместе с водой «выплесну ребенка»? Поэтому прежде, чем что либо отвергать, нужно сначала принять, признать, полюбить.
Третий момент, и это очень важно. Если, зная меня очень хорошо, лучше, чем я себя знаю, Господь находит возможность меня любить, ― это вовсе не означает, что Он любит все мои грехи, недостатки, все мои немощи, мои страсти ― нет, Он меня любит! И если Господь может, не смотря на все мои недостатки, меня любить ― значит, и я тоже могу себя любить, зная свои немощи и недостатки. Они есть, но самого-то себя, вот это ядрышко, самое главное, самое ценное любить я могу! Зная все свои недостатки, взаимодействуя с ними, может быть, борясь, сопротивляясь этому, отвергая, можно это сделать.
Вообще, это самый тяжелый путь. Проще простого примкнуть к какой-нибудь стае, сказать: «Примите меня, вот он я! Рядышком с вами побуду». А быть собой, найти себя, познать, понять, кто ты, разобраться в себе: что во мне ценное и почему, а что нет. То есть принять себя, полюбить ― это самое сложное. А примкнуть куда-то, к какой-то группе ― это проще, тем более с каждого берега кричат: «Эй, давай к нам! Иди сюда! У нас хорошо! Ты нам почти подходишь, чуть-чуть не такая, как нам хотелось бы, какая-то слишком хорошенькая, слишком правильная. Ты попроще будь!». А с той стороны: «Слушай, какая-то ты «оторва»! Ты во всём хорошая, подходишь нам, но все равно какая-то неправильная».
Интересный момент: наша героиня как бы меж двух берегов. И с того, и с другого берега ее манят, призывают, но нигде, по сути, не принимают, потому что и те, и другие говорят ей: «Ты какая-то не такая!» ― только для одних она слишком хорошая, а для других слишком плохая.
Ну и вопрос: чем религиозная среда отличается от светской? Хорошо ― «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и это нам известно. А что мы от него хотим? Этот мир говорит: «Да ладно тебе, не заморачивайся, будь проще! Слишком ты хорошенькая, будь оторвой». Наверное, так и есть, это понятно! А религиозный мир, получается, делает то же самое: «Ты немножечко изменись…». Чем одно от другого отличается? Суть-то та же, а где любовь? Ведь Господь сошел к каждому человеку, какой бы он ни был: и ко мне, и к нашей героине, и к каждому зрителю, и к тем, кто раньше жил, и к тем, кто потом будут жить. Господь к каждому из нас пришел и за каждого из нас принял страдания и смерть, каждого из нас Он любит, каждого принимает и не требует, чтобы мы примкнули к той или другой «тусовке».
Он и сам тоже действовал непримыкательным способом: эти хотели от него одного, те — другого, а Он был Собой, а быть собой ― это роскошь в нашем мире. Это очень трудный путь, но это именно тот путь, когда можно стать счастливым по-настоящему. Потому что какая-либо «тусовка» не принимает тебя до конца, она принимает какую-то часть тебя, а какую-то отвергает, говорит: «Нет, ты здесь изменись немножко, тогда мы тебя за своего будем считать». То есть какую-то часть тебя все равно отвергнут, и ты ни здесь, ни там не будешь счастлив.
И еще: меня резануло слово «оторва». Девушка пишет всё аккуратненько, всё так хорошо, и тут ― бац! ― такое слово. Оно как-то выбивается из общего контекста. Между строк, в скобочках, отмечу, что оторва мне больше нравится, потому что с ней всё понятно, знаешь чего ждать, она честная. А вот «хорошенькая» с виду-то, может быть, и такая, а внутри ― мама дорогая!
Но все равно слово выбивается из текста, и мне кажется, что это не ее слово, кто-то ее этому научил. С детства ей мама, бабушка, тетя, а, может, и все сразу ― и батюшка, и преподаватель воскресной школы (кто-то для нее значимый) употреблял по отношению к ней это слово. И сейчас она уже его сама пишет, сама считает, что она оторва. Она, кстати, в кавычки это слово не взяла. Она себя внутри такой и считает. Это слово передает ее отношение к себе: она себя не принимает, она себя считает такой, а хотелось бы быть лучше. Есть некий идеал, к которому она стремится. Она хотела быть «такой», а той, какая она сейчас, она стесняется, стыдится. Есть какое-то непринятие себя, а ведь на самом деле это и ценно в ней, потому что она индивидуальна, неповторима, ее такую Господь создал, такую любит. Она такая, ни на кого не похожая, это-то в ней и ценно.
Как так? Мы учим своих детей в воскресных школах при храмах лицемерию. Она пишет: «Меня научили быть хорошей девочкой, но за этой маской я скрываю свои истинные желания и потребности». Это не она плохая, оторва, из-за того что имеет истинные желания и потребности. Это мы навязали ей образ «хорошей девочки» и чувство вины за то, что она не соответствует этому образу, и она вынуждена прятать от себя и от окружающих свои истинные желания и потребности. А что, они у нее прямо такие ужасные?
Подведем итог. «Нужно ли быть определившимся, чтобы счастливо жить?». Ответ: «Нет». Нужно и этой девушке ― нашей героине ― и любому из нас для того, чтобы счастливо жить и быть счастливым, найти себя, познать, принять, полюбить так, как любит нас Господь Бог — без эгоизма, нарциссизма, гордыни. Нас Господь любит, зная все наши недостатки, огорчаясь, переживая за наши грехи и ошибки, так и мы можем сквозь это все себя любить.
Еще такой момент: «До сегодняшнего дня я пытаюсь разобраться: какой мне быть?». Ответ заезженный, но это правильный ответ ― будь собой! Позволь себе быть собой и возьми ответственность на себя за то, какая ты есть. Это самое трудное, это самый тяжелый путь ― быть собой, но только он ведет нас к счастью, к полноценной жизни, гармонии, Царство Божье наследуя, потому что «Царство Небесное силой берется» (Мф. 11:12). Вот оно ― усилие, примени его здесь, возьми ответственность на себя. А оптом объявить себя плохим, сказать: «Я плохой! Я мерзость! Я гадость! Я себя отвергаюсь и строем иду за Христом!» ― много ума и смелости не надо. На самом деле это капитуляция перед трудностями.
Здравствуйте!