Название "Декабрист" для знатоков отечественного флота хорошо знакомо, именно так назывался тип первых подводных лодок, построенных в Советском Союзе после того, как страна оправилась от последствий гражданской войны и разрухи в 20-е годы ХХ века. Кстати, один из "декабристов" сейчас можно увидеть в Санкт-Петербурге, где находится музей подводной лодки "Народоволец" (там конечно представлен уже модернизированный вид подводной лодки, но все же). А насколько известно название "Балилла"? А ведь именно так называлась итальянская подводная лодка, которая "помогла" сохранить инженерные кадры, которые впоследствии и создали подводный щит СССР.
А все началось в начале 30-х годов ХХ века. В ходе посещения группы советских специалистов Италии в сентябре –ноябре 1930 года особое внимание было уделено изучению итальянских подводных лодок, и для этого были серьезные основания. В Советском Союзе еще в конце 20-х годов в кораблестроительной секции НТКМ была начата разработка вариантов эскизного проекта советских подводных лодок I серии. Приходится признать, что в СССР после смерти И.Г.Бубнова не осталось людей, знакомых в полном объеме с теоретическими аспектами проектирования подводных лодок. Не удивительно, что перед КБ-4 Балтийского завода (главный конструктор Б.М.Малинин) стояла трудная задача, и одним направлением ее решения было использование итальянского опыта. Интересно, что по одной из версий чертежи этой подводной лодки были привезены из Италии в 1925 году представителем делегации «Судотреста», изучавшей европейскую судостроительную промышленность.
Таким образом, опыт итальянского подводного кораблестроения использовался на самых ранних стадиях проектирования первых советских подводных лодок. Поэтому не удивительно, что советские специалисты старались собрать максимум информации об итальянских подводных лодках. Например, В.Н.Перегудов (член кораблестроительной секции НТК), один из состава советской делегации, посвятил много времени общению с инженерами фирмы «Одеро-Терни», собрав немало интересных деталей, дополнивших его представление об итальянской школе подводного кораблестроения.
Особую пользу принесло детальное изучение в Специи подводной лодки «Балилла». Дело в том, что в процессе испытания «Декабристов» выявилась недостаточная поперечная остойчивость в период погружения-всплытия, обнаружившаяся в крене корабля. При этом эксперты считали, что причина этого заключалась в «пороках» архитектурного типа подводной лодки (двухкорпусная). Именно поэтому остойчивость «Балилла» столь тщательно изучалась нашими специалистами, что вызвало удивление даже у итальянцев.
Было выяснено, что начальная поперечная метацентрическая высота на участке диаграммы, соответствующего погружению-всплытию, принимает отрицательные значения, то есть недостаточная остойчивость «декабристов» не являлась следствием принципиальной ошибки советских конструкторов.
Для справки: подводная лодка "Баллила" строилась на верфи фирмы «ОТО» в Муджиано. Тип конструкции – двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное – 1430/1875 т. Размеры: длина – 86,5 м, ширина — 7,80 м, осадка – 4,72 м. Глубина погружения – до 120 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 4900 л.с., один вспомогательный дизель мощностью 425 л.с. два электромотора мощностью 2200 л.с. Скорость хода надводная/подводная (по проекту) -17/9 уз, реальная 16/7,5 уз. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре – в носу и два – в корме, 16 торпед), одно 120-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта, четыре мины. Экипаж – 77 человек. В 1928 – 1929 годах построено 4 единицы: «Балилла», «Доменико Милелире», «Антонио Скьеза» и «Энрико Тоти». Основой проекта послужила трофейная немецкая подводная лодка U-120
Вполне возможно, что это факт помог сохранить жизнь проектантам подводной лодки I серии – обвинение во вредительстве с такой аргументацией в 1930 году могло привести (и приводило) к трагическому исходу. Поэтому вполне объяснимо то внимание, с каким вниманием советские специалисты (инженеры и командиры ВМС РККА) слушали объяснения итальянских офицеров и корабельных специалистов при посещении «Балиллы». В целом, этот результат уже можно было считать положительным, сыгравшим свою роль развитии советского подводного флота. Для этого достаточно вспомнить, что В.Н.Перегудов в послевоенные годы стал конструктором первой советской атомной подводной лодки проект 627 (К-3 "Ленинский комсомол") и серийных ПЛА проекта 627А.