В Интернете есть очень интересная фотография. Вот эта, чуть ниже. Казалось бы, что в ней интересного? Ну стоят себе ровными рядами много грузовиков. Ну и что?
А то, что это – транспортный резерв РККА, стоявший в мае 1944 года в Можайске. Это те самые машины, с помощью которых немцам устроили «блицкриг в обратную сторону». Ведь в 1944 году в Белоруссии наши войска устроили немцам ровно тоже самое, что они сделали в 1941-м. Блицкриг. Полный разгром. Только теперь в обратную сторону. На запад.
Меня всегда искренне поражает, когда сейчас, после выхода стольких работ о ленд-лизе, механизме его работы и объемах поставок, все равно, «можемповторяльщики» продолжают повторять одну и ту же мантру –
«да они нам по ленд-лизу ничего не поставили, а за все, что поставили наши заплатили золотом. И не нужна нам была ихняя тушенка, мы бы и без нее победили».
Нет, ребята. Очень сложно побеждать без грузовиков, например. Еще сложнее без кучи критически важных материалов и станков, которые гнали нам американцы в массовом порядке.
Да, те же Студебеккеры или Доджи «Три четверти» массово пошли в СССР в 1943 году, до этого их поставок было явно недостаточно. Ну так знаете, «Десять сталинских ударов», они случились в 1944 году. И сложно сказать, насколько бы они достигли своего результата, если бы не ленд-лизовские поставки.
А «за все заплачено золотом»… Не за все. Не один раз про это сказано, но каждый раз приходится напоминать простую вещь – поставки по ленд-лизу были бесплатными. Потерянное в боях имущество не оплачивалось вообще. Оплачивалось только то, что останется после войны и будет использоваться. И то, в дальнейшем по поводу суммы долга возникло много споров и закончилось все тем, что СССР так и не согласился заплатить полностью озвученную американцами сумму долга.
Те самые «Студебеккеры» еще долго были основой советского грузового транспорта. И использовались они не только Фоксом в «Место встречи изменить нельзя» во время погони Жеглова и Шарапова. Вплоть до начала 60-х годов эти машины использовались в СССР.
Хрущев в своих мемуарах прямо и честно написал:
«Почти вся наша артиллерия была на американской тяге. Как-то, уже после смерти Сталина , я предложил: «Давайте все машины, которые мы производим, дадим нашим военным, потому что просто неприлично смотреть: идёт парад, а тягачи – американские». Почти вся наша военная техника, которая стояла в ГДР, тоже была на американских «Студебекерах». Это неудобно, это для нас позор. Уже сколько лет прошло, как кончилась война, а мы всё ещё ездим на американской технике».
Вот он наглядный пример того «ленд-лиза, которого не было».
Интересно, что во время войны советские водители еще очень ценили Dodge 3/4 за его надежность, мощность и проходимость. Хорошая была машина, которую использовали под самые разные задачи. Потому что, как вспоминали потом шоферы:
«От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина — ни «эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»...»
Жалко, что в СССР они почти не сохранились. А вот в США они находились на базах хранения и довольно много машин осталось. Вот и появляются классные фотографии знаменитых «Доджей». К сожалению, с американскими опознавательными знаками.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.