Несмотря на появление националистических тенденций как среди русского, так и казахского населения РФ и РК настоящая жизнь обоих народов протекала всегда дружественно.
Активные контакты между народами начались с конца 19 века, когда в казахские степи хлынул поток переселенцев из крестьянства Центральной России.
Оба этноса не только не испытывали друг к другу негативных чувств, но и между русскими и казахами практически не было серьезных конфликтов. Этому способствовало как миролюбивый характер казахов, так и хозяйственная жилка русских крестьян, которые во многом оказались полезны скотоводам-казахам.
Процесс сближения был активен на всей территории Степного, Туркестанского генерал-губернаторств и Уральской области.
Но особенно он был ярко выражен на территории Акмолинской области, образованной в 1868 году.
Здесь быстрому установлению деловых и других связей способствовало то, что местное казахское население уже имело опыт оседлой жизни. Поэтому оно с интересом перенимало больший опыт русских переселенцев в обустройстве на земле и возделывании сельхозкультур.
Оседлые казахские поселения по своему типу стали приближаться к крестьянским селам. Зимние жилища напоминали избы, сделанные из бревен в сруб, дерна или необожженного кирпича, с железными крышами (у более состоятельных хозяев), с выбеленными русскими печами, застекленными окнами и деревянными рамами - монография Д.Айтмагамбетова КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧ. XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Среди казахов стали появляться более совершенные сельскохозяйственные орудия производства, что позволило получать хорошие урожаи. Казахские мастера быстро переняли способы изготовления указанных орудий производства и уже скоро обеспечили ими не только северных казахов, но и стали продавать на юг Казахстана.
В то же время, русские переселенцы стали держать больше скота, так как научились у казахов тебеневке, то есть круглосуточному выпасу. К тому же не было проблем и с организацией общего выпаса, так как казахи за небольшую плату брали их скот на выпас.
Существенно улучшилось медицинское обеспечение казахов, так как переселенческие больницы стали брать на лечение и казахов:
От русских врачей и благодаря контактам с русским населением в казахскую народную медицину проник ряд приемов и средств лечения, характерных для научной медицины XIX в. Местное население стало применять йод, сулему, медный купорос, аспирин, ртуть, соляную кислоту, хинин, нашатырь, серу. Кроме того, казахи стали пользоваться непосредственными услугами русских врачей и фельдшеров, хотя в этот период их было очень немного. Постепенно начали проводиться прививки оспы - Обзор Акмолинской области [Текст]. — Омск, 1914., За 1914 год. — 1915. с.142
В кулинарной отрасли пшеничная мука становится обычным продуктом и ее употребление изменило даже казахский бешбармак, который раньше всегда назывался только Ет (мясо). Именно использование пресной муки изменило казахское блюдо и сделало его привычным в современном его понимании.
Ну а традиция казахского чаепития, по которому казахи перепьют наверное всех пришла именно от русских, которые были его большими любителями. Плиточный чай заваривали бедные в казанах, а богатые в русских самоварах, которые стали признаком зажиточности семьи. И их даже стали включать в приданное невесты.
Как говорят казахи:
Чай не пьешь - откуда силы берешь, чай попил совсем ослаб!
При этом бытовые привычки казахов, как этноса издавна проживавшего в степной зоне быстро перенимались русским населением и в особенности казаками.
Утреннее и вечернее чаепитие у всех слоев казачьего населения, происходило, по словам Коншина, «как у киргиз (казахов — Д.А.) за круглым столиком киргизской (казахской — Д.А.) работы с низкими ножками, так что пить чай и проч. приходится на земле по киргизский (казахский)» - Коншин. Н. Краткий статистический очерк промышленности и торговли в Акмолинской области/ Омск, 1896. 45 с.:
И еще одно интересное наблюдение того же Н.Коншина
«Дом казака гораздо богаче и чище не только зимовки киргиза (казаха — Д.А.), но и любой избы крестьянина, но это нисколько не исключает возможности найти у казака те же вкусы, как у киргиза (казаха — Д.А.). Оба любят украшать свои зимние перемещения коврами, оба питают пристрастие к Судникам (часто пустым у киргиза), которые должны свидетельствовать о богатстве хозяина. Костюм казака, его цветной бешмет с длинными рукавами — очень напоминает костюм богатого киргиза (казаха)»
Интересно то, что в приданное дочери переселенцы стали давать лошадь, так как она нужна была невестке для разъездов. То есть даже русские женщины в казахской степи обучались верховой езде и были так сказать более мобильны, чем их соплеменницы в Центральной России.