Многие знают польского пианиста и композитора Владислава Шпильмана как прототипа героя оскароносного фильма «Пианист».
Одноименная книга Шпильмана рассказывает о тяжёлых испытаниях, выпавших на его долю и долю его страны в годы Второй мировой войны. Важным дополнением к книге служат отрывки из дневников немецкого офицера Вильгельма Хозенфельда, который спас Шпильмана и еще несколько поляков и евреев в оккупированной Польше.
Предлагаем прочесть отрывок из этого дневника:
«25 июля 1942 года
Если то, что говорят в городе, правда — а информация поступает из надёжных источников — то в том, чтобы быть немецким офицером, нет чести, и никто не может согласиться с происходящим. Но я не могу в это поверить.
По слухам, на этой неделе из гетто должны забрать тридцать тысяч евреев и отправить куда-то на восток. Несмотря на всю секретность, люди говорят, что знают, что будет потом: где-то под Люблином построены здания с комнатами, которые могут быть нагреты электрическим током высокого напряжения, подобным электричеству в крематории.
Несчастных людей загоняют в эти раскалённые комнаты и сжигают заживо, и так можно убивать тысячи в день, избавившись от всех хлопот с расстрелом, рытьём общих могил и захоронением.
Гильотина Великой французской революции не может с этим тягаться, и даже в застенках русской тайной полиции не придумали таких виртуозных методов массового истребления. Но это, конечно, безумие. Этого не может быть.
Может возникнуть вопрос, почему евреи не защищаются. Но многие, даже большинство из них, так ослабли от голода и нищеты, что не могут оказать никакого сопротивления».
Книга Владислава Шпильмана «Пианист»: https://bit.ly/2YqpxXm
В 2007 году Вильгельм Хозенфельд был награждён Орденом Возрождения Польши III класса посмертно. В Варшаве была установлена мемориальная доска в его честь.
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)