Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.57): ТВЁРДОЕ ДОВЕРИЕ

Оглавление

(Евр. 13:5, 6)

В 13:1–4 мы увидели четыре признака истинной христианской жизни. Пятый признак, приводимый в стихах 5 и 6, — это способность быть довольным, а не жадным. Два греха, в которых виновны люди всех времён и стран, — это непристойные сексуальные желания (ст. 4) и жажда денег.

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: "Не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?"»

ЖАДНОСТЬ: «ИМЕЙТЕ НРАВ НЕСРЕБРОЛЮБИВЫЙ»

Материальное богатство и сексуальное наслаждение стоят на первом месте для многих мирских людей. Неслучайно оба эти греха стоят здесь рядом, ибо и материализм и аморальность являются грехами неудовлетворённости.

Слово в стихе 5, переведённое как «несребролюбивый», афиларгирос, используется в Новом Завете ещё только в 1 Тим. 3:3. Когда Павел говорил о «корыстолюбии», он мог иметь в виду и любовь к деньгам и незаконное сексуальное желание. В Еф. 5:3 в точности так, как автор «Евреям» делает здесь, он от сексуальных грехов сразу переходит к «любостяжанию», то есть к жадности. Учение в Евр. 13:5, 6 об отношении к богатству и удовлетворённости находится в полном согласии с 1 Тим. 6:6–10.

Кредиты и азартные игры — также постоянные спутники неудовлетворённости жизнью. И то и другое приводит только к ещё большей нищете. Сребролюбие проявляется, когда погоня за деньгами становится главной целью в жизни.

Быть «несребролюбивым» — единственный способ достичь удовлетворённости. Жажда денег, или попросту жадность, часто осуждается. Иисус предупреждал о невозможности служить одновременно Богу и богатству (Мф. 6:24). Происхождение слова, которое Он употребил, мамонас, точно не известно. В арамейском языке оно означало «деньги», «сокровища», «имущество», «мирские вещи» или «выгода». Действительно, любовь к богатству является причиной целого ряда грехов (1 Тим. 6:10). Материализм порождает беспокойство (см. Мф. 6:26–33), а беспокойство — полная противоположность удовлетворённости. Поэтому естественно обнаружить предостережение Иисуса не служить «маммоне» перед Его учением о беспокойстве.

Иисус также предупреждал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк. 12:15). Мы забываем об этом, когда задаём вопрос, сколько человек «стоит», имея в виду «скольким он владеет» (Брюс). Жадность никогда не сделает человека счастливым; она порождает неудовлетворённость. Павел сказал, что желающие обогащаться в качестве своей главной цели погрузятся в «бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Как если бы человека поглотила болотная трясина.

ДОВЕРИЕ: «ДОВОЛЬСТВУЙТЕСЬ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ»

Победа над сребролюбием достигается, когда осознаёшь, как близко находится Господь, и вспоминаешь, что Он никогда не оставит нас (ст. 5). Зачем нам беспокоиться о нашем финансовом состоянии, если мы верим, что Господь заботится о нас?

Цитата в стихе 6 взята из Иис. Н. 1:5, Втор. 31:6 и Пс. 117:6 (см. также 1 Пар. 28:20). Ветхий Завет постоянно цитируется в Новом Завете, не только в Послании к евреям, но и во всех посланиях, для подкрепления основных пунктов учения о христианской святости и благочестии. Мы не должны недооценивать его принципов. Только если мы будем доверять Богу и полагаться на Него, мы сможем преодолеть любовь к деньгам и таким образом научиться быть довольными. Это не означает, что святые не должны стараться улучшить свои условия жизни или помогать другим улучшить свои. Однако мы должны стремиться иметь больше, чтобы творить больше добра (Еф. 4:28), а не просто копить. Каждый человек должен сам рассудить, насколько его отношение к деньгам и имуществу соответствует Божьему стандарту. Стремление к материальным вещам часто является следствием страха перед нуждой, что указывает на отсутствие доверия Богу. «Довольствоваться» (аркео) означает иметь «неисчерпаемую силу» или обладать достаточными средствами к существованию, которыми человек «доволен». Однокоренное слово употребил Павел в Фил. 4:11; это слово имеет направленность «на себя» и означает «быть довольным своим положением». Стоики полагали, что человек должен быть самодостаточным, но мысль Павла состояла в том, что достаточным можно быть только во Христе. Он приобрёл это качество, благодаря тому, что полагался на Христа, а не благодаря своей лишь силе воли. «Довольствоваться», «быть «довольным» означает больше, чем просто быть удовлетворённым, потому что оно подразумевает, что мы полагаемся на Бога, который обеспечивает нас всем необходимым. Иисус в Мф. 6:33 предлагает способ избавления от жадности и беспокойства: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его».

Благочестивая «удовлетворённость» возникает благодаря тому, что сказал Сам Бог. Он заявил, используя двойное отрицание, что Он никогда не оставит нас: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (ст. 5). [Ни в одном ветхозаветном отрывке мы не находим этой цитате точного соответствия, однако обнаруживаем её в точно таком же виде у Филона в его трактате О смешении языков 32. Либо оба автора привели популярное изречение, либо они пользовались изданием Септуагинты, которое не сохранилось]. Это удивительное заявление буквально можно перевести следующим образом: «Я никогда, нет, никогда не оставлю тебя, и никогда не покину тебя» (Пинк). Кеннет Уэст изложил другими словами: «Я не подведу, Я не подведу, Я не подведу тебя, не покину тебя в беде, не покину тебя в нужде, не покину тебя в отчаянном положении и беспомощным, не оставлю тебя». Эти стихи многократно подтверждают Божью действенную любовь к Своим детям. Наш небесный Отец не оставляет нас, хотя иногда мы оставляем Его.

Вот почему мы можем говорить с уверенностью: «Так что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?”» (ст. 6). Это цитата из Пс. 117:6, который является мессианским (что следует из стихов 22 и 23). Его цитировал Христос в Мф. 21:42 и Пётр в Деян. 4:10, 11. Это означает, что Сам Христос произнёс эти слова; Его Дух был в пророках (1 Пет. 1:10, 11).

Бог в стихе 6 назван нашим «помощником» (боэтос); но в 2:18 мы обнаруживаем, что нашим помощником является также и Иисус, будучи нашим Первосвященником. В псалме (117:6, 7), цитируемом по Септуагинте, «Господь» — это имя Бога Отца, но в «Евреям» употреблено слово «кириос». Это слово в Новом Завете обычно обозначает Христа. Иудеи, читая Ветхий Завет на еврейском языке, постепенно перешли на употребление слова Адонай вместо Яхве. Масореты позднее внесли значки гласных из имени Адонай в «Яхве», чтобы никогда не произносить имя Бога всуе. Они не осмеливались произносить само имя Бога публично, но пользовались словом «Господь» вместо него. Таково было их почтение к божественному имени.

При таком помощнике что человек может сделать нам (ст. 6)? По правде говоря, человек может сделать нам многое. Мы можем подвергаться саркастическим высказываниям, нас могут оскорблять, над нами могут насмехаться, нас могут обзывать или применять к нам физическую силу; нас могут даже убить, как некоторых в прошлом. Однако никакие жестокости не могут уничтожить веру христианина в абсолютную благость Бога или в Его обещание привести Свой народ к славе (2:10). «Смысл в том, что Бог не освобождает свой народ от страданий, причиняемых людьми, но проводит их через страдания к вечной жизни (2:10; 5:7–10).

Мы можем чувствовать себя покинутыми, но на самом деле это не так. Наш Бог всегда наблюдает за нами, но Он не обещал защищать нас от физического вреда. Такое обещание получил Иисус (Мф. 4:6; см. Пс. 90:11, 12), но и Ему пришло время умереть на кресте. Господь только обещал защищать нас от духовного вреда. Пока в нас живёт наша послушная вера, ничто не может отделить нас от Божьей любви (Рим. 8:35–39).

Некоторые обращённые во Христа из иудеев были слабыми в вере и испытывали искушение покинуть Господа. Если они были готовы поддаться искушению и нуждались в ободрении, то и нас это тоже касается. Подобно им, мы должны стремиться обладать такой верой, какая была у псалмопевца.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻