У каждого из нас есть разные поводы гордости. Мы гордимся достижениями и успехами. Знакомство с необыкновенными людьми – тоже повод для гордости. Сергей Никитич Астахов как раз и был таким необыкновенным человеком.
Необозримые степи, по которым бродят герои
Если честно, то с ним удалось встретиться только несколько раз, когда он приезжал в Туву на раскопки или на конференции. Но даже небольшая беседа с ним может серьезно изменить представления человека о древностях.
Все мы любим книги и фильмы фэнтэзи. Это же так здорово — необозримые степи, по которым бродят герои, где создаются или рушатся империи… Все это захватывает. Хотя мы понимаем, что это – сказки.
Но ведь многое из того, о чем повествуется, действительно было! Просто на уроках истории каменному веку уделяется совсем немного времени, может, несколько уроков, и то в младших классах. Древний мир тоже быстро проскакивает в младших классах. Остается впечатление не слишком позитивное. Какие-то примитивные люди с трудом осваивают огонь, ходят в грязных шкурах, умирают от разных болезней, потому что лечиться еще не умеют…
В институте это не слишком насыщенное событиями время запоминается списком стоянок древних людей, какими-то орудиям… Главное – подготовиться к зачету или к экзамену. На самом деле, это – наша проблема, что мы еще не слишком хорошо знаем людей того времени.
С одной стороны, оно и понятно – письменных источников нет и быть не может. С другой стороны – многие находки можно изучать, классифицировать, но они не выдадут перипетии судеб древних. Причем, все это – научные исследования, малопригодные для широкого читателя. А книги для детей и подростков – «Повесть о Манко смелом», «Битва за огонь» - это все-таки художественная литература. Ну, может, научно-популярная.
У многих есть представление, что древние люди жили в пещерах. Но в Туве часто находят стоянки древнего человека. И это может быть посреди степи. Как они жили, как защищались от хищников?
«Дикие», «грязные» – это все наши глупые стереотипы, говорил Сергей Астахов. У этих людей действительно не было железных изделий. Но были и музыка, и театр, они умели строить жилища. Будь все действительно плохо – не выжили бы. Они были не глупее нас, просто тогда не было еще большой базы знаний, которую мы получили на тарелочке с голубой каемочкой.
Смогли бы мы выжить в степи вот точно как они – без инструментов, без ничего? Они – смогли. И изучать их быт действительно надо. Изучать пути миграции, стадии развития. Этим занимаются многие ученые. К сожалению, люди науки не пишут популярных книг… Впрочем, они делятся результатами своих исследований на конференциях. Присутствовать там может каждый. Только не всем это приходит в голову.
Как жили наши далекие предки? Чем интересовались, что любили? Это может оказаться поинтереснее любых фэнтези.
Вот этот истинный интерес к настоящей истории, как мне кажется, и есть главный смысл моего знакомства с Сергеем Никитичем. Чем и горжусь.
Привезенный юбилей
В Туве, в лагере на Белом озере, в 2013 году праздновали юбилей. Доктор исторических наук Сергей Никитич Астахов отмечал свое восьмидесятилетие.
Он вспоминал о своей работе с Сердобовым, с другими учеными Тувы, которые нам давно кажутся уже почти древней историей. Тогда на праздновании Каадыр-оол Бичелдей сказал: «Спасибо, что привезли свой юбилей к нам, а не оставили его в Петербурге». Оказывается, день рождения у Сергея Астахова был в апреле. Но если жизнь в основном проходит в экспедициях, то, вероятно, действительно правильнее его было отмечать здесь. Подарков было много.
Самый оригинальный из них – большая золотая монета с изображением свернутой пантеры, которая уже стала символом не только ТИГИ, но и исторической и археологической науки Тувы в целом. Только погода поскупилась на подарки – проливной дождь не давал выйти из-под тента ни на минуту.
Сейчас директор Национального музея Тувы Каадыр-оол Алексеевич говорит, что от нас ушел последний ученый из советской плеяды археологов. Тех, что стояли у истоков археологических исследований Тувы. Нет уже Александра Грача, Леонида Кызласова, Монгуша Маннай-оола. Уходит последний человек руководивший исследованиями Саяно-Тувинской археологической экспедиции АН СССР (СТЭАН). В 1962 году вместе с Александром Грачом Астахов проводил первое обследование в зоне затопления будущего Тувинского моря на территории центральной Тувы.
Каадыр-оол Бичелдей говорит, что Астахов был единственным исследователем каменного века Тувы, за что все мы остаемся безгранично признательными ему. На прошлой неделе провели онлайн-конференцию, посвященную памяти ученого. Там присутствовали и его ученики, такие, как Марина Килуновская, ученые ТИКОПРа и музея, много студентов – благо новые технологии позволяют присутствовать на конференции независимо от того, где человек действительно находится.
Кстати, в музее собираются создать Книгу памяти исследователей Тувы, начиная с самых ранних известных источников – с тех «боярских детей» — Василия Тюменца и Ивана Петрова — которые прибыли сюда еще в 1616 году.
Конечно, в эту Книгу войдет и Сергей Астахов. Он не только исследовал Туву, он учил наших аспирантов-историков. В последние годы работал больше в институте, но каждое лето, когда позволяло здоровье, приезжал в Туву. Его тянуло сюда.
«В нашей памяти он останется навсегда, как ученый, исследователь и просто приятный собеседник. Книга со сведениями о нем, будет храниться в музее, в зале РГО, Сергей Никитич тоже ведь был членом это Общества», - завершил Каадыр-оол Алексевич и напомнил, что в этом году 18 августа будет юбилей Русского Географического Общества -175 лет.
«Я был потрясен…»
А вот что пишет в своих статьях сам Сергей Астахов: «Когда в 1962 г. А.Д. Грач впервые привез меня в Туву, об изучении ее древнейшего прошлого я мечтал, я был, конечно, потрясен ее своеобразной и необычной красотой и Рериховскими закатами, но я также понял, какие трудности встанут передо мной…».
«Следует вернуться к разведкам в Тодже, где есть вероятность найти древнейшие памятники в отложениях среднеплейстоценовых террас притоков Бий-Хема, нужно поработать и в окрестностях Мерзлого яра – источника костяного сырья от погибших животных мамонтовой фауны. Необходим мониторинг зоны размыва водохранилища, особенно по правобережью. В настоящее время необходимо возобновление более широких разведок иных территорий. Опыт работы Новосибирских археологов в Монголии надо было использовать и в Туве, это, несомненно, поможет в дальнейших исследованиях каменного века Тувы».
Практически всем нашим знаниям о древней истории Тувы мы обязаны именно ему. Из википедии: «На территории республики Тува историком и археологом С. Н. Астаховым выделен ашельский пласт памятников раннего палеолита (местонахождение Торгалыг А севернее озера Убса-Нур около посёлка Торгалыг, Торгалыг 1, Торгалыг Б, Тель 1 около реки Тес-Хем). В среднем палеолите им описаны леваллуа-мустьерские комплексы в долине рек Саглы, Хандагайты, Чоза, Торгалыг, Ирбитей, Тес-Хем и галечная индустрия в районе Ирбитея и Пестуновки). К верхнему палеолиту Тувы Астахов отнёс улугхемские, хемчикские и саглынские группировки памятников».
Длинная дорога
Когда говорят о человеке, говорят о жизненном пути. Но слово дорога – более «зрима», наглядна. Как и пыль, которая оседает на башмаках исследователей. На трассе будущей дороги, да и в других местах, исследуются курганы, городища. А вот стоянки человека каменного века – не всегда. Они не так приметны, как курганы. И, по словам крупнейшего специалиста истории древнего мира Сергея Астахова, достаточно много стоянок так и останутся неисследованными. Мы их навсегда потеряем.
Неприметные камни, порой лежащие прямо на дороге, – мало что кажут случайному прохожему, но исследователь именно в них увидит следы стоянки.
В экспедициях Сергей Астахов с 1954 года. С 1965 года на протяжении последующих тридцати лет имя С. Н. Астахова было неразрывно связано с деятельностью Саяно-Тувинской экспедиции, которая стала крупнейшим археологическим предприятием в стране и одновременно главным делом его жизни. Результаты многолетней работы опубликованы в двух монографиях, а доклад «Палеолит Тувы» в 1993 году был защищён им в качестве докторской диссертации. И «между прочим» работал — в Монголии, Непале, Англии, в полярной экспедиции на острове Жохова в Ледовитом океане…
Пыль многих дорог была на его башмаках. Его жизненная дорога – это и те дороги, которые он исследовал.
И. Качан