Найти тему
Дневники Зеленого края

Как суперсамолету-невидимке F-117 очень не понравилась встреча со старой советской ракетой. Прерванная "прогулка слонов".

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

"Прогулка слонов" - фраза из профессионального жаргона американских лётчиков-бомбардировщиков. Так называют не самое сложное задание и вылет на бомбардировку объектов, слабо защищенных ПВО. Именно такими ударами, по выражению генерала американских ВВС Кертиса Лемея, "вбамбливают в каменный век" целые страны. К примеру, классический американский бомбардировщик Б-52 оставляет после себя широкую и длинную полосу выжженой земли, площадью более 2 квадратных километров.

Б-52. Типичная "прогулка слонов"Фото из Яндекс-коллекции
Б-52. Типичная "прогулка слонов"Фото из Яндекс-коллекции

F-117 не был способен взвалить на себя такой бомбовый груз, но компенсировал это высокой точностью своих ракет класса "воздух-земля" и корректируемых авиабомб.

Картинка из Яндекс-коллекции
Картинка из Яндекс-коллекции

Уникальные технологии малозаметности надежно защищали машину от любых поползновений вражеской ПВО. Так, по-крайней мере, уверяли производители F-117 "Nighthawk" в своих рекламных проспектах. Создатели старых советских радаров "Енисей" и "Терек", метрового диапазона, наверное, могли бы им возразить, но их мнения никто спрашивать не торопился. Лётчикам, в том числе и подполковнику Дейлу Зелко, пришлось верить фирме "Локхид Мартин" на слово. Пока все шло гладко. Воздушная армада НАТО и союзников утюжила многострадальную сербскую землю по лучшим заветам генерала Джулио Дуэ. Тотальное господство в воздухе и уничтожение инфраструктуры и логистических узлов государства проходили согласно рутинным планам командования.

В конце марта 1999 года F-117A под управлением подполковника USAF Дейла Зелко (его семья была родом из югославской Словении) совершал обычный боевой вылет. Воздушная разведка докладывала об отсутствии сербских средств ПВО в данном направлении. Её вообще словно и не было. Уже первые дни очередной войны на Балканах привнесли в действия лётчиков коалиции некую расслабленность. Они перестали менять маршруты, вели переговоры и в целом, летали "на Белград", как на увеселительную прогулку.

Картинка из Яндекс-коллекции
Картинка из Яндекс-коллекции

Позднее Дейл говорил, что их подвела недооценка соперника и полная вера в неуязвимость "Ночного ястреба", подтвержденная иракской кампанией. Неподалёку от одного из белградских пригородов, лётчик "стелса" боковым зрением увидел приближающийся огненный шар и через мгновение его машину резко тряхнуло. Сманеврировать по ситуации неуклюжий F-117 был не в состоянии. Старая советская ракета 5В27Д , выпущенная из зенитно-ракетного комплекса С-125 "Нева" оторвала "невидимке" крыло, а вторая превратила машину в груду горящих обломков. Лётчик успел катапультироваться. Остатки самолёта, стоимостью в 111 млн долларов, рухнули в районе местечка Буджановцы, в 40 километрах от сербской столицы.

Фото ТАСС
Фото ТАСС

Нельзя сказать, что гибель распиаренного "Nighthawk" как-то серьезно повлияла на ход боевых действий. Скромная сербская ПВО не могла парировать даже малую часть воздушных ударов. Однако репутации "стелса" которая после войны в Заливе вознеслась на уровень космических технологий будущего, был нанесен серьезный урон. И виною тому, как и за четверть века до этого во Вьетнаме, стали советские средства ПВО. Правда в этот раз то был "безнадежно" устаревший С-125 с ракетами выпуска 1976 года.

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

За старыми сербскими комплексами ПВО шла настоящая охота. Разведывательные "U-2", "канберры" и низковысотные британские разведчики на базе "Торнадо" реагировали на включение любых наземных радаров. Следом за их сигналом молниеносно прилетали стайки ударных самолетов и перепахивали указанные квадраты бомбами и противорадарными ракетами.

Югославские зенитчики. Фото из Яндекс-коллекции
Югославские зенитчики. Фото из Яндекс-коллекции

Комплексам "Нева" из 250 бригады ПВО вооруженных сил Союзной Югославии, под командованием полковника Золтана Дани, приходилось постоянно маневрировать и включать РЛС лишь по важным случаям. Даже приказы передавались, как в годы Первой Мировой, вестовыми. В том, что 3-ей батарее удалось "завалить" Nighthawk, была изрядная доля везения. Но не меньшую роль здесь сыграли военная хитрость и точный расчёт выпускника Минского Высшего инженерного зенитного ракетного училища ПВО Золтана Дани.

-9

Ковровые бомбардировки беззащитных балканских городов, в конце 20 века, выглядели дико и безумно, но пропаганда сделала свое дело. Большинство европейских обывателей равнодушно взирали на этот смертельный произвол. Уже потом, когда через 12 лет после памятного дня крушения F-117 под Буджановцами, уволившийся в запас полковник американских ВВС Дейл Зелко сказал, что они "были чертовски неправы, бомбя сербов".

Дейл Залко и Золтан Дани через 12 лет после бомбардировок Югославии. Фото из Яндекс-коллекции.
Дейл Залко и Золтан Дани через 12 лет после бомбардировок Югославии. Фото из Яндекс-коллекции.

Произошло это во время встречи с Золтаном Дани, с которым они даже сдружились после войны. Но историю вспять было не воротить. F-117 к тому времени уже списали и вывели из состава USAF, на десять лет раньше, чем предполагалось. И сербский конфуз, наверняка, сыграл в этом немаловажную роль.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Читайте ещё: Лётчики Народной Армии ГДР -"чужие среди своих". Почему в военных кругах НАТО возникла "мода" на немецких пилотов.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо.