***
Не знаю, в каких единицах измерения исчисляется добро, но обнаружила, что существует определённый «несгораемый остаток»: такое количество добра, совершив которое, человек уже не затмит воспоминания о нём никакими ошибками, недостатками, дурными поступками. Уже не разочарует до конца, потому что к его образу примешан осадок благодарности и восхищения ранее совершёнными им благодеяниями.
***
Когда все и всё вокруг преисполнены доброты, хочется вписаться в неё и ни в коем случае не оказаться тем, кто нарушит хрупкий баланс гармонии межличностных отношений.
***
Когда посторонние бескорыстно уделяют время, чтобы выручить растерянную девушку, ни о настоящем, ни о будущем которой им ничего неизвестно, именно тот факт, что они посторонние повышает ценность их отзывчивости.
***
Человеком с истинно благородными поступками пользоваться невозможно. Глупо на месте «потребителей» рассчитывать, что они ловко получат от «благодетеля» нужное и желаемое, обведя его вокруг пальца и оставив ни с чем. В его планы изначально и входит обеспечить им это самое нужное и желаемое, ничего с них взамен не требуя. Они не обязаны своей выгодой собственной хитрости, а лишь занимают отведённое им место в его намерениях.
***
Доброта, основанная на снисходительности, унизительнее любого хамства.
***
Когда твёрдость является естественной, а не показной чертой, и когда она к тому же подкрепляется мудростью и добротой, её обладателя хочется слушаться, не дожидаясь, чтоб он этого требовал.
***
Зависть может быть только чёрной, когда фоном для неё оказывается неприязнь; когда при виде чужих благ или положительных качеств отклик в душе отрицательный; когда то, что признаётся хорошим, вместо того, чтоб нравиться, пробуждает отторжение к его носителю.
***
Подставить правую щёку ударившему по левой иногда любопытно. Не потому, что побои доставляют мазохистское удовольствие, и не потому, что смирение, граничащее с унижением, следует считать добродетелью. Просто забавно бывает устроить любителю аллегорических оплеух проверку на прочность, посмотреть, включается ли режим «совести», если остудить его агрессию встречным миролюбиво-вежливым спокойствием, или же он распаляет сам себя, не умея прекратить атаку, даже когда ему не дают сдачи.
Но, заметьте: что делать, когда вас ударили и по второй щеке, даже в Библии уже не сказано. С хамами Священное писание дарует свободу действий.
***
Совет «Не делай добра — не получишь зла» — это иллюзия. Зло получишь в любом случае, независимо от того, делал ли добро. Есть ли тогда разница и в чём?
Получать зло в ответ на добро более обидно и сильнее уязвляет психологически, чем просто получать зло. Зато когда получаешь зло в ответ на добро, сделанное добро всё же остаётся. Как противовес злу, чего не было в первом случае. Мы ведь хотим, чтобы в мире совершалось больше добра?
Если больше заботиться о себе, то добро делать не надо — так хоть отчасти подстрахуешься от психологических травм. Если больше заботиться о мире — то необходимо: это единственный способ бороться с разведённым в нём злом.
***
Бывают несчастья, пережив которые человек больше не сможет быть беззаботным и жизнерадостным, как раньше, даже если впоследствии его дела наладятся. Но не бывает приятных событий, после которых, наоборот, человек больше не смог бы никогда в полной мере грустить. Плохое оставляет след куда глубже и неизгладимей. Чем старше, тем пессимистичнее мы становимся. Даже людей, которые в целом считают себя счастливыми и чьи биографии не отмечены трагедиями, жизненный опыт делает с годами печальнее в воззрениях на жизнь.
***
Ложки дёгтя достаточно, чтобы отравить бочку мёда. Но ложки мёда никогда не хватит, чтобы облагородить бочку дёгтя. Как же тогда верить, будто добро могущественнее зла?