Раз уж канал мой называется «ною про книжки», почему бы не поныть? На этот раз о том, что вытворяет Дисней с книгами по «Звёздным войнам».
Несколько лет назад история этой франшизы раскололась на две части – до и после того, как её выкупил Дисней и начал доить как Бурую Швицкую коровку.
Скажу сразу, я большой фанат «Звёздных войн», и хоть творения мышиного диктатора несколько погасили мою любовь к далёкой-далёкой галактике, я всё ещё слежу за выходящими произведения и даже кое-что из них смотрю. Канал сей посвящён книгам, а не фильмам (каждый новый из которых пробивает очередное дно), сериалам (которые так себе) или играм (в которых всё на удивление хорошо). Так что и нытьё это моё будет посвящено тому, что выходит из-под пера литературных негров, нанятых Диснеем для расширения вселенной. Ну, как расширения…
Большая часть нового книжного канона – это переделки фильмов. Новеллизация, полностью пересказывающая сюжет очередного эпизода, адаптация для детей, будто основной фильм был недостаточно детским, выпуск сценария, переиздания книга+диск… По одному только "Пробуждению силы" насчитывается несколько десятков книг-адаптаций.
Старый канон, впрочем, тоже баловался такими вещами, однако под его флагом выходило и множество произведений мало связанных или вообще не связанных с кино. Вспомнить хотя бы книги и комиксы о Старой Республике, державшиеся на играх о том же периоде, или совершенно отдельный комикс «Наследие» - одна из самых любопытный, на мой взгляд, эпох «Звёздных войн».
Дисней не хочет так рисковать и не даёт свободы своим творцам. В отличие от того же Лукаса, который в какой-то момент решил – пишите, что хотите, всё равно правообладатель я.
Ещё одно не самое удачное решение Диснея: «Звёздные войны» - это для детей (разумно, впрочем – дети, которые зачастую притаскивают на сеанс всю семью, приносят намного больше денег, чем взрослые), что отражается и на книгах. Простые сюжеты, простые однозначные герои, чёткая мораль, как в поучительных историях для дошкольников…
За что я люблю расширенную, книжную вселенную больше, чем фильмы, так это за её неоднозначность. Книги не делили мир на чёрное и белое, хороших джедаев с республикой и плохих ситхов с империей. Моральные грани во многих книгах были стёрты – с той и с другой стороны встречались и герои, и злодеи, джедаи не уступали ситхам в борьбе за власть и влияние на галактику…
Это, конечно, не означает, что в старом каноне не было мусора. Однако большая свобода для авторов, расчёт на более широкую аудиторию и именно расширение вселенной, а не переписывание одного сюжета по три десятка раз, привели к тому, что интересных книг в нём встречалось гораздо больше в процентном соотношении, чем в новом каноне.
Эта зажатость нового канона отлично видно на творчестве Джеймса Лучено – он написал отличный роман «Таркин» ещё до наступления эры Диснея (хоть и вышла книга уже после того), а несколько лет спустя посредственный, мягко говоря, приквел к «Изгою-один». Вряд ли человек за несколько лет разучился писать, так что причины того, что книга эта безвкусная и сухая как хлеб недельной давности, я вижу в многочисленных ограничениях, спущенных сверху боссами студии (которым их наверняка нашептали маркетологи).
Всего Дисней выпустил уже более сотни романов, и менее десятка из них дотягивают до уровня выше среднего.
Возможно я стала достаточно старой для нытья «раньше было лучше» по поводу и без. Возможно новый канон проседает в качестве потому, что у него было мало времени. Старый продержался много десятилетий, и я оцениваю его за все эти годы целиком, а новый просто не успел обрасти годнотой. Надеюсь, так оно и есть, и, может, в будущем Дисней, потрёпанный и похудевший за время карантина, даст больше воли творцам, и они напишут нечто действительно интересное.