После снятия карантинных ограничений в конце июня, туристический сезон, наконец, начался и поток отдыхающих устремился на наше черноморское побережье. Казалось бы, люди должны радоваться открывшейся возможности …
Однако, в последние дни появилось много публикаций в электронных СМИ о том, что в этом сезоне отдыхающие на нашем юге, особенно в Сочи «какие-то злые».
По правде говоря, взаимные претензии отдыхающих и местных жителей существовали давно. Местные обвиняли отдыхающих в некультурном поведении, хождении вне пляжа в купальниках. Отдыхающие обвиняли местных в хамстве, низком уровне обслуживания, высоких ценах, несоответствующих этому низкому уровню обслуживания и прочем.
Всё эти претензии в этом сезоне никуда не делись, наоборот, усугубились в результате ограничений, вызванных эпидемией.
В силу того, что выезд за границу на привычные многим курорты Турции, Египта, Греции, еще закрыт, жаждущие моря и солнца, ринулись на наше Черное море, как только пала стартовая планка снятия ограничений.
Поэтому получился этакий, залповый впрыск отдыхающих в курортные города черноморского побережья. В результате, ко всем возможным взаимным претензиям добавилось еще избыточное количество отдыхающих на некоторых курортах. В соцсетях пишут, что на некоторых пляжах Сочи плотность людей почти как в автобусе в час пик…
Справедливости ради следует сказать, что такое столпотворение имеет место только на самых известных центральных городских пляжах Сочи, а также в местах, где сосредоточено большое количество отелей и санаториев, например в Имеретинской низменности. Достаточно отойти по побережью на соседние пляжи, там будет гораздо свободнее. Только в большом Сочи около 190 пляжей, протянувшихся на десятки километров…
Тем не менее, резкий наплыв туристов очевиден и это усилило взаимный негатив с «принимающей стороной».
Почему же туристы «злые»? Да из-за резко возросшего спроса цены на все поднялись процентов на 20 – 30%, а то и выше. Да отдыхающим не нравится то, что «слишком много отдыхающих» и везде очереди.
Но причина не только в этом. Добавилось два серьезных фактора. Во-первых, после карантина и самоизоляции многие люди стали очень нервными и болезненно реагируют на любые ограничения. Многие владельцы кафе и магазинов отмечают крайне резкую реакцию на требование входить в медицинских масках. После всех ограничений, которые были введены в крупных городах, какие-либо требования и претензии «в какой-то забегаловке» у многих туристов вызывают приступы бешенства.
В-вторых, и это главное, значительную часть приехавших на наш юг этим летом, составляют те, кто обычно ездил в Турцию и Египет, в лучшем случае в Грецию и Испанию. Они привыкли к тому, что там «всё лучше» - более красивые и комфортные отели и номера, более ухоженные города, дома и пляжи, лучший уровень сервиса, более профессиональный и приветливый персонал, более вкусная и обильная еда и все это еще и дешевле, чем в Сочи и т.п. 20 евро за приличные апартаменты на Крите и 1500 рублей за место (!), а то и больше, на бывшей ведомственной базе отдыха или в достаточно убогом «гостевом доме»… Как ни странно, приличный сервис, номерной фонд, красивая территория, вкусная еда и прочее, более или менее прилично в дорогом сегменте – с ценами за номер от 7000 рублей в сутки, что примерно соответствует европейскому уровню 4-х звездочной гостиницы (100 евро в сутки).
Собственно с этим и связано раздражение завсегдатаев заграничных курортов. За те же деньги, за которые можно получить в Турции и других южных странах отдых в хорошем отеле «Все включено» или с обильным вкуснейшим завтраком, в красивом номере, в красивом экзотическом городке, на нашем ЧПК (Черноморском побережье Кавказа) можно найти самый дешевый номер на бывшей советской базе отдыха или в «гостевом доме». Большинство гостевых домов – отдельная «песня». Убогие строения среди таких же других, иногда, даже, «отделанных виниловой вагонкой», с дурацкой ломаной крышей как в садоводстве, узеньким двориком с безыскусными попытками его благоустроить и номерами как в провинциальных придорожных гостиницах для дальнобойщиков в 1990-х годах. Также раздражает необходимость дополнительной оплаты за каждую мелочь, типа инвентаря и «конские» цены на достаточно убогие развлечения.
И ко всему этому «вишенка на торте» - отсутствие привычного сервиса и доброжелательного отношения персонала и хозяев, часто расцениваемое приезжими как хамство.
Станешь тут злым …
Самое печальное то, что этот поток туристов, напрягших в этом году хозяев, после открытия границ, схлынет. Но все, кто остался недоволен в этом году дороговизной, толчеёй и хамством, могут больше не приехать – поедут в свою заграницу, а также в Карелию, в Приэльбрусье (но не на море), на Алтай, в Подмосковье, на Жигулевские горы… В России много красивых мест с отличными гостиницами и вежливыми работниками.
Жорж Помадуров
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции канала
Наша предыдущая статья о взаимной любви туристов и местных - здесь.
Придется принимающим сторонам работать над собой. В следующих статьях мы будем рассказывать о гостиницах с самым дружелюбным и внимательным отношением к отдыхающим.
Подписывайтесь на наш канал!