Парижское кладбище Пер-Лашез хранит много любопытных историй и легенд. Например, если поцеловать сфинкса на могиле Оскара Уальда, то обретешь вечную любовь, если потереть интимное место скульптуры журналиста Виктора Нуара, то вылечишься от бесплодия, да и в целом обретешь больше сил для любовных утех. Но ничто не сравнится с легендой, которую хранит мавзолей княгини Демидовой.
Эксцентричная галломанка
Баронесса Елизавета Александровна Строганова, в замужестве Демидова, большую часть жизни провела в Париже. Она была хозяйкой аристократического салона и страдала настоящей галломанией, то есть буквально тащилась от всего французского, хотя родилась и выросла в Петербурге.
Елизавету Демидову знали как довольно эксцентричную даму, и, не удивительно, что после ее смерти пошли слухи, что якобы она оставила завещание – кто проведёт 365 дней и 366 ночей в фамильном склепе Демидовых на Пер-Лашез, тот получит большую сумму денег.
Елизавета Демидова умерла в Париже 27 марта 1818 года. Её тело поместили в один из крупнейших мавзолеев на кладбище Пер-Лашез. Тело Елизаветы Демидовой находится в гробнице под ним.
Завещание, которого нет
Вскоре после того, как Елизавету похоронили, благодаря прессе пошла молва, что баронесса перед смертью разрешила побороться за ее наследство. Возможно, еще при жизни она подозревала, что многие хотели забрать ее богатства. Тем более, в свете Елизавета Демидова была окружена толпою поклонников и сама объясняла свою склонность к красивым молодым людям, как эстетическое наслаждение, которое испытывала при виде всего изящного. Я думаю, молодые люди тоже не просто так окружали баронессу.
Но такой слух, на самом деле, пустила пресса. По словам куратора кладбища и журналиста Адольфа Бриссона, 2 ноября 1896 эта история появилась в газете Le Temps. Легенду быстро подхватили, и о ней стали писать все газеты по всему миру.
В завещании предлагается пройти целое испытание. Человек должен провести в склепе двенадцать месяцев и один день взаперти не покидая гробницу в этот период времени. Также, в документе указана сумма вознаграждения, которая сегодня уже не имеет особого веса. Увы! Да и в целом все это сегодня уже не провернешь, ибо, если будете лезть в "гости" к баронессе, вас оттуда выгонят.
Слухи крепчали, и якобы несколько человек реально решили попробовать провести время в склепе. Не понятно, правда, кто им богатства то будет давать? Ведь точной информации об этом завещании не было и нет. Возможно, кто-то из состоятельных людей и мог взять на себя такую ответственность, но это, скорее всего, не родственники Демидовой.
Людей отводили туда и запирали. Каждый день приносили еду и туалет. Естественно, что долго там никто не выдерживал. А один человек даже умер от инфаркта. Но точных сведений об этих попытках жить в склепе нет, это опять же байки из газет.
Что именно говорится в завещании Елизаветы Демидовой неизвестно и было ли такое завещание вообще? Существуют фейковые завещания, которые тоже публиковались во всяких желтых газетах. Еще были предположения, что находиться в склепе нужно около недели, в более ранних упоминаниях речь шла о годе.
Король склепов
Из-за этих всех этих баек оказалось довольно сложно найти историю этого громадного мавзолея. По факту, перед нами величественный монумент с колоннами из белого мрамора, который возвышается над остальными памятниками, и который трудно не заметить.
Есть сведения, что ранее он располагался в другом месте, но в 1852 году его перенесли. Причина переноса точно не известна, возможно из-за рыхлой почвы, которая не выдержала веса такого крупного мавзолея.
Русскоязычная Википедия гласит, что по заказу сына Елизаветы Анатолия Демидова, архитектор Жоре и скульптор Квалья создали величественный надгробный памятник с колоннами из белого мрамора. Вот только полных имен Жоре и Квалья я не нашел. Во французских источниках указана фамилия Jaunet, то есть, архитектор Жоне. Над установкой трудился также архитектор по фамилии Châtillon (Шатион), а работу выполнял мастер по мрамору по фамилии Швинд.
Первоначальный памятник, создание которого было инициировано, на самом деле, ее мужем Николаем Демидовым, как я уже упомянул, был перенесен на огромный постамент, украшенный символами, напоминающими о семейном состоянии Демидовых: молот (который также появляется на гербе Демидовых), соболь и волк.
Переносом руководил уже сын Анатолий, о котором, как раз, упоминает русскоязычная Википедия.
Французский архитектор Леон Данжуа (Жан-Шарль-Леон Данжуа), который специализировался на ремонте исторических зданий, был ответственным за проектирование этого нового здания памяти, которое стало фактически самым внушительным мавзолеем Пер-Лашез. Сын Анатолий также планировал быть похоронен рядом с матерью, поэтому при планировке было освобождено место и для него.
Стоит добавить, что мавзолей вызывал и недовольство, и его часто считали показухой и дурным тоном. Но чтобы кто не говорил, а этот монумент выглядит грандиозно. Его можно назвать настоящим королем склепов на кладбище Пер-Лашез.
Спасибо, что дочитали до конца.
Вас может заинтересовать, также:
10 самых необычных могил легендарного Пер-Лашез
Надгробие одной из богатейших женщин России XIX века
Могила чиновника, у которого Пушкин занимал деньги
Нашла сына на Смоленском кладбище
Старые могилы Малоохтинского старообрядческого кладбища
Ребус из символов на могиле неизвестного
Самые невероятные гробницы и скульптуры итальянского кладбища Стальено
Источники:
https://vgd.ru/CEMETRY/russians.htm
http://perelachaisehistoire.fr/le-mausolee-demidoff/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Строганова,_Елизавета_Александровна
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Grave_of_Demidoff_(Père-Lachaise,_division_19)