"Anoraknophobia" является первым альбомом во всём просвещённом мире, записанным исключительно на деньги поклонников группы, - то есть именно эта пластинка положила начало так называемому краудфандингу: феномену, который позволил музыке освободиться от оков звукозаписывающих лейблов и раскрывать свой творческий потенциал без сторонних влияний. И всё это заслуга Marillion, - причём добились они этого не при помощи соответствующих сайтов, а просто рассылкой электронных писем своим фанатам. В одном из таких писем Стив Хогарт написал: "Как вам понравится купить альбом, который мы ещё не записали? - потому что если вы не против, то мы будем вам очень благодарны..." Вы можете улыбаться и даже посмеиваться над наивностью группы, которая просит денег у своих поклонников, но вот вам шутка: за короткое время было предзаказано больше двенадцати тысяч дисков, и Marillion получили нужную сумму для того, чтобы записать ту музыку, что они хотели. Но как же так вышло? Что вынудило Marillion пойти на такой радикальный и революционный шаг?
Вернёмся во времена тура в поддержку альбома "This Strange Engine": на тот момент у звукозаписывающего лейбла группы не оказалось денег на финансирование американского тура Marillion, и музыканты были вынуждены сделать рассылку своим поклонникам, уведомляя их о том, что они не смогут дать серию концертов в США. Фанаты же, недолго думая и абсолютно без участия Marillion, собрали нужную сумму и перевели её на счета музыкантов, - воистину, такая любовь к музыке группы говорит о многом и достойна настоящего уважения. А некоторые из вас, вы уж меня простите, даже за альбом заплатить не могут и всё скачивают с торрентов...
Ровно такой же трюк поклонники группы повторяли из года в год, и Marillion с лёгким сердцем ездили в Америку, где давали бесплатные концерты (точнее, предоплаченные) для меломанов и ценителей музыки без границ. Так что идея краудфандинга на самом-то деле принадлежала даже не самим музыкантам, а их поклонникам, - так что когда у Marillion закончился контракт с Castle Communications, то они решили податься в независимое существование. Именно из этого и родился альбом "Anoraknophobia" - уникальная и недооценённая запись, которая, на самом-то деле , является чем-то большим чем просто набором песен. Это - шаг в будущее и ворота для всех тех музыкантов, которые не хотят зависеть от медийных менеджеров и жаждущих наживы лейблов.
И что же сделали Marillion после освобождения от сих оков? - вернулись в лоно классического прогрессивного рока и повторили то, что они уже делали в восьмидесятых и начале девяностых годов? О нет-нет, что вы. Они же не Kaipa какие-нибудь, чтобы из альбома в альбом записывать ровным счётом одно и то же. "Anoraknophobia" является самым разноплановым и неординарным альбомом Marillion за всю их карьеру, - его необычное и полное сторонних влияний звучание напугало многих поклонников классического прога, а потому у него до сих пор есть много критиков и противников. Но лично я считаю, что это одна из самых лучших работ группы за всю их карьеру, - массивный и отважный эксперимент над своим же собственным творчеством, так и оставшийся непонятым. Однако стоит лишь дать ему время, как следует послушать его и уловить все те тонкие эмоции, что были вложены в него музыкантами, как он раскроется перед вами со всех сторон, и вы уже не сможете остановиться. Поверьте, и у меня были времена, когда я считал, что в мире нет ничего лучше "Clutching At Straws", а потому, когда я впервые услышал "Anoraknophobia", то я подумал: "Это как вообще понимать?!" Однако я дал альбому время и теперь осознаю, что я просто катастрофически ошибался.
Жанр... как вообще можно говорить о жанре этой пластинки, если его тут вообще нет?! То есть да, это, наверное, прог-рок... Тут есть и фанк, и даб, и джаз, и трип-хоп, и блюз, и соул, и тяжёлый рок, и даже немного рэпа. Вы уж меня простите, но у этого альбома нет лейблов или стереотипов, и если мы сейчас будем пытаться описать его при помощи каких-то категорий, то мы лишь отпугнём от него потенциального слушателя. Одно можно сказать точно и уверенно - такого жанрового микса вы давно не слышали.
Более того, я даже не хочу рассказывать вам про песни, - в них столько эмоций и чувственности, а также различных интонаций и отзвуков, что вам просто-напросто нужно послушать альбом самим и найти в нём что-то для самих себя. От оптимистичной и неожиданно скоростной "Between You And Me" до сложной и авангардной "If My Heart Were A Ball, It Would Roll Uphill", Marillion удивляют на каждом шагу и с каждой секундой кидают в своего слушателя что-то новое и неожиданное. Блюзовый трип хоп на роскошной "Quartz" (пожалуй, мой любимый местный трек, который я готов слушать хоть каждый час по несколько раз), альтернативная мелодичность "Map Of The World", нео-прогрессивная грусть и космическая трансцендентность "When I Meet God", межкультурный микс и чувственная атмосфера "The Fruit Of The Wild Rose", неприкрытая агрессия и исступлённая обида на общество на "Separated Out", гнетущее чувство тревоги и композиционные новаторства "This Is The 21st Century" - всё это складывается в настоящий музыкальный калейдоскоп, рассматривать и расслушивать который оказывается настоящим эстетическим удовольствием.
Так что вам мой посыл: послушайте "Anoraknophobia" без ожиданий и без сравнений альбома с более ранним творчеством группы. Эта работа уникальна во всех отношениях, и если вы один раз по-настоящему прочувствуете её, то вы уже не сможете её забыть.