- Кто-то стучится!
- Да нет, тебе показалось. Спи, егоза.
Укладывать внучку днём спать – чистое наказание. Сил моих на неё не хватает! Меня дремота наперёд одолеет, а у Маришки сна ни в одном глазу. И что за дети пошли?
Лай пса во дворе подтвердил Маришкину правоту. Кто-то и впрямь пришёл. И кому, скажите на милость, охота посерёдь летнего дня - в самое пекло шастать по чужим дворам? Делать нечего, погрозив Маришке пальцем, чтоб не высовывала свой любопытный нос, иду к окну.
За забором мужчина. Приглядевшись узнала в нём нового соседа. Семья из Таджикистана перебралась в наши края недавно. Дом купили. Обживаются.
Странным казалось вначале, что в домишке Фильки Митрохина живут какие-то чужие люди, и лопочут не по нашенски. А потом ничего - привыкли. Филька Митрохин помер давно - спился, родственникам дом не нужен, ну не пропадать же добру.
Соседа звали Акобир. Я с ним уже давно познакомилась и с женой его тоже. Правда жена по-русски плохо совсем говорила. Акобир говорил хорошо. Как-то даже похвастался, что имя его – Акобир в переводе на русский означает «Великий человек», Но в посёлке все называли его почему-то Сашей, впрочем он не сопротивлялся особо. Саша так Саша.
Акобир-Саша работал, как и положено всякому современному таджику в Москве, а жёнушка с детками малыми возилась.
Так вот значит - машет он мне в тот день, зовёт – выйди дело, мол, есть. Выхожу.
- Здравствуйте, соседка!
- Здравствуйте.
- Дело у меня к вам есть. Через три дня ко мне гости едут. Праздник у нас большой – Курбан-Байрам. Слышала про такой может?
- Как не слыхать, телевизор, чай, смотрю.
- Коза нужна. Продай.
- Сразу ответить не могу. Мне подумать надо.
- Хорошо. Думай соседка. Завтра я в это время прихожу к тебе за ответом.
На том и порешили. Он ушёл, а я стала крепко думать. Вся дрёма с меня моментом слетела.
Моя старая коза Зайка оставалась последним представителем скотского рода в нашем посёлке. 20 лет назад было у нас большое стадо. Был пастух, как положено. Коровы, козы и немножко овечек – скотинка в каждом дворе стояла. Если уж хозяин не отваживался на корову, то откармливал поросёночка, а то и двух, ну или хотя бы на худой конец разводили кроликов.
Помнилось, как в обед все вместе ходили доить коров на луг. У меня собачонка тогда маленькая была – Булькой звали. Умная такая – жуть! Если соседка Нинка раньше меня выйдет корову доить, уж она на неё ярится! На всю улицу лай поднимет – чего это, ты, мол, раньше нас вышла? Если же Нинка просто по своим делам куда шла, так Булька – ни-ни, слова ей не скажет. А вот, поди, хотелось, чтобы мы первые шли корову доить. Булька всегда со мной ходил и получал порцию молока парного. Иногда мне думалось, что Булька только и жил, ради этой самой минуты – когда о дно подойника ударяли первые тугие струи молока, предвещавшие ему вожделенное угощение.
Да, всё это было, но где-то в другой жизни. Сначала постепенно вывели коров. Больно уж тяжко готовить сено. Мы свою Зорьку продали лет 15 назад. Выдалось дождливое лето. Купили рулоны сена, раскатали – одна гниль. Хорошо нашёлся покупатель. Зорька была молодая корова удойная.
Но на следующий год завели козу – Зайку. Коза – это маленькая корова, неприхотливая. Не зря в народе говорят: «Козу из подола прокормить можно».
Жизнь шла своим чередом. Совхоз прекратил своё существование. Молодёжь подалась в города. Старикам скотины много не надо, да и сил на неё нету. Были у нас и фермеры. Были, но недолго. Сказали, что молоко выгоднее вылить, чем продать. Так то.
А мы с Зайкой всё жили. Коза слушалась меня с полуслова. Гулять мы ходили в ближайший лесок. Да вот уж, как два года ногами мучаюсь. Пришлось нам с Зайкой пастись на обочине у дороги. Но и «эта лавочка» скоро прикрылась. В посёлок наш пришли инвесторы. Открылся супермаркет. Обочины облагородили плиткой. Луга вокруг посёлка перешли в собственность большущего холдинга. Теперь там выращивают кукурузу.
Понимала я, что нам с Зайкой приходит конец. Держать дальше? Только мучить козу и мучиться самой. Да-с. Видать не гулять тебе, Зайка, по травам зелёным, не едать тебе кустик ракитовый. Но пустить на мясо козу - рука не поднималась.
Зайка моя сложную ситуацию, если и не понимала умом, то однозначно, чуяла своим звериным сердцем. Долгим вопрошающим взглядом провожала она меня в тот день. Поднимала вверх уши. Будто прислушивалась к моим мыслям.
- Ну что Зайка? Что скажешь? Что нам с тобой делать? Не кажется ли тебе, Зайка, что наше с тобой время прошло?
Дом у меня весь худой. Дочка упрашивает ехать на зиму к ним в город. Ноги болят, ноги подводят. Эх, если бы не ноги…
Зайка молчала. Жевала свою жвачку. Смотрела на меня внимательно.
- А не моим ли молоком ты выкормила своих детей? - спрашивал взгляд Зайки.
- Твоя правда, Зайка, твоим. И не только детей, а и мужа, когда был ещё жив, сколько раз спасала – желудок лечила. Да только куда мы с тобой обе денемся, если ноги мои откажут окончательно?
Я ушла в тот вечер из хлева не оглядываясь. Нет, ни Зайку я отдам завтра Акобиру, а жизнь свою. Прожила я на этом свете, как сумела - денег не нажила, лопатила всю жизнь за копейки. Да разве в том дело?
Моя жизнь пахла парным молоком и цветущим лугом, терпким печным дымком и землёй вперемешку с навозом – как и у всякого русича. Жили люди на этой земле до меня, а вот будут ли после? Этого я не знала. Не мои собственные дети, ни дети соседей в посёлок не возвращались – что им тут делать? Домишки постепенно ветшали вместе с хозяевами.
А вот Акобир с семьёй приехали и живут. Вот будут отмечать завтра свой национальный праздник – Курбан-байрам. И правильно делают.
На праздник этот обязательно нужно принести в жертву животное – козу, барана или верблюда. Делается это в память о жертве Великого Ибрахима (библейского Авраама) Ибрахиму явился во сне ангел Джибриль (библейский ангел Гавриил) и приказал принести в жертву собственного сына Исмаила. Ибрахим и Исмаил безропотно покорились воле Всемогущего, но видя это, Аллах заменил жертву бараном. С тех давних пор все мусульмане отмечают день, который должен быть напоминанием о преданности Аллаху и милосердии его.
Ид аль-адха праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам отмечается на 10-тый день месяца Зуль-Хиджа. Поскольку мусульманский календарь лунный, то праздник Курбан-байрам сдвигается ежегодно на 10-11 дней. В 2020 году праздник приходится на 31 июля.
Ключевым моментом праздника является ритуальное заклание животного. Это необходимо сделать в один из трёх дней. Начиная от утренней молитвы первого дня до вечерней молитвы последнего. Мясо священного животного следует разделить на 3 части. Одну часть обязательно отдать неимущим, вторую – гостям и родственникам и только третью забрать себе.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!