В прошлый раз я писала о том, как менялся образ Гарри Поттера в первых четырех фильмах саги. Теперь напишу о последующих четырех.
В начале фильма мы встречаем Гарри с явным ПТСР, который активно подогревается обстоятельствами извне - издевательствами Дадли, общим тревожным фоном новостей и дикой жарой. Все как бы застыло в ожидании большой грозы. Это предгрозовое ощущение есть и в пятом и в шестом фильмах. С самого начала фильма мы видим, что Гарри нарушает закон о секретности, чтобы спасти Дадли от дементоров. Это показывает нам его способность к самопожертвованию даже ради людей, которые ему неприятны.
Помимо ПТСР у Гарри еще наблюдается и раздвоение личности, он видит и слышит картины из жизни Темного Лорда. Все это, конечно, пугает Гарри, но он почти не делится этим, поскольку с детства скрытен и привык,что за доверчивость и откровенность приходится расплачиваться. И в этот раз интуиция его не подводит. Он оказывается под двойным давлением: с одной стороны его прессует инспектор Хогвартса Амбридж, которая садистки издевается над ним с тем,чтобы он отказался от своего заявления о возрождении Темного Лорда, с другой - Северус Снейп, который по настоянию великого педагога всех времен и народов Альбуса Дамблдора учит его закрывать свои мысли от влияния Темного Лорда. Спойлер: обе попытки приручить Гарри Поттера оказались безуспешными. Хотя с последней - как посмотреть. Есть мнение, что Снейп занимался не обучением Гарри окклюменции, а напротив старался раскрыть его голову для проникновения Волдеморта. Ведь в конце фильма тот все-таки войдет в его разум полностью, и ему там так не понравится, что он сбежит оттуда, роняя тапки (наверное, поэтому он всю дорогу ходит босиком).
В пятом фильме Гарри Поттер впервые пробует себя в качестве лидера: он организует партизанский отряд из тех, кто хочет заниматься защитой от темных искусств, а не переписыванием параграфов учебника. Но, что мне здесь особенно нравится - Гарри показан не как могучий рейнджер, а как живой, неуверенный в себе подросток трудной судьбы. Он не хочет быть главой партизанского отряда, но он им становится, потому что такова его миссия и замысел Дамблдора.
По ходу фильма Гарри еще умудряется впервые поцеловаться и получить урок личного предательства от любимой девушки (хотя в книге было не совсем так). Вообще вся линия с Чжоу довольно слабая и хороша только одной шуткой: когда Рон спрашивает Гарри о поцелуе, как это было, тот отвечает - мокро. Хотя, если совсем честно, эта шутка украдена из фильма "Человек дождя", и там она звучала более к месту.
К концу фильма Гарри подходит еще более раздавленным, чем он был в начале. Ведь он теряет единственного человека, которого считал своей семьей - Сириуса Блэка. Об этом персонаже я могу говорить долго, но не здесь. Как итог - Гарри научается сражаться, вербовать сторонников и идти против властей. Готовый лидер повстанцев, кем его и выставляют в дальнейшем, пока он не становится нежелательным лицом №1.
Весь шестой фильм наполнен предгрозовыми настроениями. В воздухе витает скрытая угроза, и Гарри все больше похож на параноика. Даже его лучшие друзья пытаются его урезонить, но Гарри не привык отступать от своих идей и преследует Драко Малфоя весь год, считая его виновником всех странных несчастий, происходящих в школе. И ведь оказался прав! Воистину, если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят.
Важный урок, который Гарри вынес из шестой части саги - умение проявлять гибкость, так ему не свойственную. Великий педагог Дамблдор увидел этот его недостаток и решил его исправить, а заодно и интересную книжицу ему подсунул. В итоге Гарри подходит к пониманию, что люди гораздо сложнее устроены, чем ему казалось ранее, что есть не только черное и белое, но и 50 оттенков серого, не подумайте плохого. Ведь он даже Снейпа полюбил, пока не понял, кто владелец той книжицы.
В последних двух частях кинофраншизы, которые снимались одновременно и дабы сорвать двойную кассу вышли друг за другом, Гарри Поттер уже совсем не мальчик, а небритый заросший мужик. Но тем не менее он там прекрасен и никто другой, кроме Редклиффа, его не смог бы воплотить так достоверно. Мы видим невысокого хмурого парня тяжелой судьбы, на которого сваливается миссия по спасению мира и борьбе с великим злом. К этому времени великий педагог Дамблдор дезертировал на тот свет, оставив Гарри очень странное и запутанное наследство. И тому приходится с ним разбираться. Здесь он находится в оппозиции ко всему миру и даже думает, что сможет выполнить свою миссию в одиночку. Но, к счастью, у него есть не только глупый друг Доктор Ватсон Рон, но и умный друг Гермиона, которая всю сагу умело вправляет Гарри мозги.
7 и 8 Фильмы очень мрачные по настроению, и даже романтические сцены это ощущение не перебивают, напротив, смотрятся довольно натужно и неактуально.
Странствия Гарри Поттера за крестражами напоминает странствия Фродо Беггинса с кольцом всевластия. Так же кругом враги, на шее тяжелая ноша, никому нельзя доверять, и даже друг может оказаться вдруг. Тут Гарри очень близко подходит к отчаянию, но в самые мрачные моменты его находят волшебные помощники - дракон, патронус Снейпа в виде оленихи, домовичок Добби, брат и сестра Дамблдора, Луна Лавгуд и привидение Серой дамы.
Образ разрушенного Хогвартса мне видится как метафора окончательно ушедшего детства. Волшебной страны больше нет, есть только руины и необходимость принимать взрослые решения, от которых зависит не только твоя жизнь.
К финалу саги Гарри Поттер обретает поддержку всех здравомыслящих людей в Хогвартсе, видит смерть своего самого нелюбимого учителя, получает последнюю подсказку от великого педагога Альбуса Дамблдора и идет на смерть с открытыми глазами. Собственно ради этого момента директор шесть лет и ставил над ним свой педагогический эксперимент. В финале они встречаются на том свете, и именно эта встреча по сути и является катарсисом, который настигает Гарри. И обновленный герой, освобожденный от проклятия, снова возвращается в мир, чтобы довести дело до конца и пожать плоды своей победы.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Пишите в комментариях, о чем бы вы хотели прочитать здесь.