Найти тему
Интересные истории

Как деятели культуры пытались манипулировать советской властью

Оглавление
Лаврентий Берия
Лаврентий Берия

Тема "Художник и Власть" часто обсуждалась в XX веке. Уверен, что и ранее об этом говорили и в салонах и в печати, да и между собой. Однако, в наши дни тема как-то померкла.

Насмотрелась я на Машковых - Безруковых - Лановых - Мацуевых и решила возобновить диалог. На основе разных примеров из советского прошлого. Итак, поехали.

История N1

Балетмейстеру Леониду Якобсону, позже поставившему знаменитый «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, в годы борьбы с космополитизмом не давали работать. Он уговорил свою жену, очень красивую балерину, организовать ему встречу с Лаврентием Берия. Неизвестно ценой каких усилий, но встреча состоялась. Балетмейстер выложил на стол Берии свои записи и заявил:

- Это все — гениально. Сейчас я вам прочту хотя бы вот этот замысел.

Якобсон полез в карман за очками — в этом кармане их не оказалось. Полез в другой — тоже пусто... Он лихорадочно шарил по карманам и вдруг поднял взор на хозяина кабинета.

Леонид Якобсон
Леонид Якобсон

- А может, ваши очки подойдут… — И снял пенсне с переносицы онемевшего от такого нахальства Берия.

- Вот, послушайте...

- Отдай очки, — просипел пришедший в себя Берия, - и иди работай!

История N2

Бывшего 1-ого Секретаря ЦК КП Белоруссии Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко на короткое время назначили министром кино. Режиссер Михаил Ромм тут же пришел к нему в приемную и через секретаршу передал записку следующего содержания:

Михаил Ромм
Михаил Ромм

"Прошу меня принять. Мне нужно для разговора всего 5 минут. Ромм".

Секретарша удалились и тотчас вынесла другую записку, на которой было начертано:

"Когда у Ромма будет больше времени, чтобы поговорить со мной - пусть приходит. Пономаренко".

Пантелеймон Пономаренко
Пантелеймон Пономаренко

История N3

Однажды режиссер Сергей Юткевич обиделся на зампреда Госкино СССР Бориса Павленка. А дело было так. Зам. министра проводил совещание, кабинет полон людей. Вошедшая секретарь шепнула, что в приемной Сергей Юткевич и просит незамедлительно принять его. Павленок передает, что минут через 5 сможет принять. Через две-три минуты опять вошла секретарь, принесла записку, написанную печатными буквами: «Поскольку у Вас нет времени принять выдающегося советского режиссера, я не стану ждать, ибо нет времени. С уважением, Сергей Юткевич». Он ушел, хлопнув дверью.

С тех пор предпочитал общаться со Павленком при помощи записок, неизменно начинающихся словами: «Поскольку у Вас нет времени»...И вдруг Юткевич является на прием, не предупредив заранее.

Вы сегодня сможете уделить мне время? — с максимальной деликатностью и ехидством осведомился он.

Сергей Юткевич
Сергей Юткевич

Зампред Госкино не только вышел из-за стола, но и подвинул стул мэтру кино.Но сесть Юткевич отказался.

— Некогда. Я только что из Отдела, — это значило, из Отдела культуры ЦК КПСС. — Там прочитали мой сценарий «Ленин в Париже» и одобрили.

— Без замечаний?

Он смерил Павленка взглядом с головы до ног и презрительно пожал плечами. Разве мог кто-нибудь сделать замечание мэтру?

— Передаю для включения в темплан. Честь имею, — и вышел.

Но Павленок не дурак, он тут же позвонил Юрию Сергеевичу Афанасьеву, заместителю заведующего Отделом культуры ЦК.

— Юра, Юткевич принес мне сценарий «Ленин в Париже» и сказал, что вы читали и одобрили. Без замечаний.

— Ну да, там еще работать и работать.

— И вы все ему высказали?

— Не все, конечно, но кое-что рекомендовали подправить. Дальнейшая доводка — ваше дело.

— Не в службу, а в дружбу — напиши и дай мне главные замечания, а то боюсь, как бы не было разночтений.

— Но я же не могу дать официальную бумагу...

— А мне и не надо официальную, а так, странички из блокнота. Без подписи.

"Странички" были доставлены, на двух листах формата А4, значились 12 пунктов замечаний.Борис Павленок пригласил Юткевича и ознакомил его со «страничками», сообщив:

Борис Павленок
Борис Павленок

- Я тоже был в Отделе, и мне сказали, что вы договорись внести в сценарий вот эти поправки. — Юткевич хотел сграбастать бумагу, но давать ему в руки улику зам. министра не стал.

— Нет, это оставьте мне для памяти, да и студии надо передать, а вы, если не запомнили, перепишите... Мэтр фыркнул:

— Я и так запомню.

И запомнил. На всю жизнь. И больше к Павленку ни ногой.

Заметили, читатели,что во всех трех примерах художники пытались манипулировать властью? В разной степени навязчивости,но...а если они с такой же прытью дискредитировали своих конкурентов? А?

Подписывайтесь на мой канал, будет еще интереснее!

Cтатьи по теме:

Шукшин и Быков. Жертвы интриг коллег по кино.
Интересные истории29 июля 2020