В военно-морской истории есть много кораблей, который запомнились своими подвигами или открытиями, героическими боями и славными победами. Но есть и такие, с именем (наименованием) которых связано больше происшествий и трагедий, чем «добрых» дел. И подводная лодка К-19 - один из таких кораблей.
Имя этого корабля стало известно широкой общественности (отечественной и иностранной) в конце 80-х. В этот период стало издаваться много литературы о советском Военно-морском флоте, особенно о случаях, связанных с авариями атомных подводных лодок. В 2002 году вышел нашумевший голливудский блокбастер «К-19. Оставляющая вдов» режиссёра Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли, посвященный советскому подводному атомному ракетоносцу К-19 и его экипажу.
Для справки, К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. Закладка корабля состоялась 17 октября 1958 года, спуск на воду - 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. Приёмный акт о завершении государственных испытаний был подписан 12 ноября 1960 года Государственной комиссией, в этот день лодка вступила в строй. Первым командиром подводной лодки назначен Н. В. Затеев.
При спуске лодки на воду бутылка шампанского не разбилась, что было отмечено как дурной знак суеверными моряками. За многочисленные аварии лодка пользовалась дурной репутацией и имела на флоте прозвище «Хиросима».
Мы не ставим сейчас задачу повторить всю историю службы этой атомной подводной лодки, отметим только несколько трагичных происшествий, которые составили для этой ПЛА дурную репутацию.
Итак, список неисправностей К19 за все время службы.
1. По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 году, ещё до спуска подлодки на воду: при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
2.12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Наутилус», но из-за резкого манёвра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
3. Авария кормового реактора 4 июля 1961 года: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
4. Столкновение в подводном положении 15 ноября 1969 года с подводной лодкой ВМС США USS «Гато» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
5. Пожар в 8 и 9 отсеках 24 февраля 1972 года: отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух .
6. При ремонте в аккумуляторном отсеке 15 августа 1982 года возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
В 2003 году К-19 была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Казалось ба на этом и закончилась судьба «Хиросимы», но людская память крепче стали.
Долгое время ограждение рубки просто валялось возле автостоянки, напротив проходной СРЗ «Нерпа», пока этим не занялся Владимир Романов, когда-то служивший на лодке старшим матросом.
Ради того, чтобы современники помнили, чтобы потомки знали, он выкупил у судоремонтного завода на Севере 28-метровую рубку, переправил ее в Подмосковье. И поставил на берегу Пяловского водохранилища близ канала имени Москвы. Поставил так, чтобы рубка была видна с воды проплывающим судам. Да еще сделал 110-метровую насыпь из земли и щебня, имитирующую обводы корпуса атомохода.
Сооружение мемориала еще не завершено. Недавно на субботник к Романову - покрасить огромную трехпалубную рубку - приехала группа ветеранов К-19 во главе со старшиной 1 статьи Виктором Стрельцом, ныне академиком. Офицеры в отставке и седовласые матросы вспомнили молодые годы, а потом взялись за кисти и лопаты.
Субботник закончился общей трапезой в кают-компании под навесом. Сразу после традиционного «за тех, кто в море» был поднят тост за здравие старшего матроса Владимира Романова.
Наверное корабль умирает не тогда, когда его списывают и разбирают на иголки. Корабль умирает, умирает когда умирает его последний матрос и стирается память о его судьбе и судьбе людей, составлявших его экипаж.
Мы не можем жить вечно, но помнить ушедших людей и их подвиги в наших силах. А вы как думаете?
(Статья подготовлена по материалам А.Ковальчика)