У Леонида Гайдая с детства был настоящий интерес к юмору, шуткам, трюкам. И фильм « Пес Барбос необычайный кросс» появился и не случайно: Гайдай на вопрос о хобби всегда отвечал: шесть соток и собака.
Сценарий «Пес Барбос» родился после того, как озадаченный поиском сюжета для фильма Гайдай порылся в газетах и нашел фельетон в стихах о браконьерах и собаке. Впрочем, конечно, не порылся. Газеты у него были всегда сложены по порядку. И когда у него появилась собака Ричи, он проделывал с гостями такой трюк. Просил Ричи принести газету «Правду» пятый номер и Ричи приносил, потом «Известия» . Ричи и с этим справлялся. Ваша собака читать умеет? – удивлялись гости.
Когда снимался фильм «Пес Барбос», Гайдай придумал себе роль медведя. Вынужденно, впрочем, придумал. Потому что трюк с Трусом, влетавшим на бегу в шалаш в брюках и вылетавшим из него в огромных трусах надо было логически завершить. Так появился медведь, вылезающий из шалаша следом за Трусом с брюками в лапах. Его сыграл сам Гайдай.
С медведями он был всегда на дружеской ноге. На глазах удивленного Никулина запросто заходил в клетку с медведем и угощал его шашлыком. При этом брови Никулина удивленно поднимались: как артист цирка он прекрасно знал: насколько опасны эти животные. Но с медведем в фильме «Пес Барбос» Гайдаю не повезло. Пришлось вырезать при монтаже, слишком бросалось в глаза, что это не настоящий медведь.
Но трюк от этого только выиграл. В этом фильме Гайдай вплотную приблизился к стилю американской комической. В немых комедиях Мака Сеннета считалось правилом демонстрировать действие в бешеном темпе и водопадом обрушивать на зрителя алогичные и смешные трюки. Причем без всяких объяснений.
Жанр комедии позволял делать все что угодно. Так в немом фильме «Пес Барбос» в финале прозвучат слова. «Вот так все!» - вылаивает пес …голосом Гайдая!
Возвращение к жанру комедии для Гайдая было счастьем. Режиссер к этому времени уже пережил факт сражения за свою первую сатирическую комедию. Оно едва не закончилось запретом на профессию. И это несмотря на то, что Гайдай был ветеран войны, инвалид по ранению на фронте.
«Пес Барбос» закупили все страны мира! А следующий фильм со знаменитой троицей «Самогонщики» уже не имел такого успеха. Снимать эксцентрику было не просто. После съемок фильма "Пес Барбос" у Гайдая появилась язва желудка и он уже почти принял решение больше никогда не снимать комедии. Многие трюки рождались как импровизация, причем придумывал их не только режиссер, но и актеры. Гайдай не только выслушивал предложения, но и снимал их.
В «Самогонщиках» была снова погоня, уже не от собаки, а за ней. Появлялся в фильме и медведь. От него спасался Балбес, слетая с горы в виде снежного шара. Шар разбивался о дерево, взрывался и из него появлялся Ю. Никулин. В другом трюке Балбес едет прямо на березу, проезжает, оборачивается: лыжня объезжает дерево с двух сторон. Опять трюк в стиле Мака Сеннета. Гайдай снимал смелые трюки, обреченные на то, что их не пропустила цензура. Так и вышло. Например, трюк, когда Бывалый гонит самогон и с неба снежинками падают банкноты, не вошел в фильм. Гайдай сыграл роль жены Бывалого. И это несмотря на очень высокий рост. Эта сыгранная роль тоже в фильм не вошла. Гайдай и Рязанов с большим риском для себя снимали сатирические комедии. И надо признать смелость придала их таланту особую значимость, а наградой стало народное признание.
Владимир Жерехов
Просьба оставлять комментарии и при желании подписываться.