Найти тему

В чём разница между типичными текстами о попаданцах и попаданках?

Сразу заметим, что весь попаданческий жанр на 99% состоит из сублимации комплексов авторов подобных текстов (и их читательской аудитории, разумеется). Поэтому приключения сводятся к решению личных проблем главного героя, который является авторским альтер-эго. Вся разница между попаданцами и попаданками — в типовом наборе этих самых проблем.

Проще всего попадать в мир, скопированный из любимой компьютерной игры автора.
Проще всего попадать в мир, скопированный из любимой компьютерной игры автора.

Из-за чего стандартному попаданцу неуютно в его родном мире (или времени)? В первую очередь, он чувствует себя недооцененным и невостребованным. Ведь он такой умный и весь переполнен знаниями в самых разных областях, но поскольку вокруг сплошные жлобы, его богатый внутренний мир никому не интересен. А вот в прошлом (в мире фэнтези, в далёком будущем) он станет уникальным, будет определять ход истории, мужчины будут восхищённо ловить каждое его слово, а женщины сразу падать в койку.

Попаданец обязан метко стрелять, рубить и колоть.
Попаданец обязан метко стрелять, рубить и колоть.

У попаданок обычно не столь глобальные планы: за редким исключением, они не стремятся к мировому господству, прогрессорству в планетарных масштабах или даже внедрению промежуточного патрона. Их цели куда более просты. Во-первых, прекрасный принц (лучше не один, а несколько штук, чтобы было из кого выбирать), готовый ради благосклонного взгляда попаданки положить к её ногам своё королевство, отправиться на край земли убивать последних оставшихся в живых драконов, а также защищать свою избранницу от грубых и тупых разбойников. Во-вторых, чтобы все местные дамы ей завидовали. Если не красоте, то удаче и непревзойдённым талантам. В-третьих, чтобы всё прочее общество, включая королей и почтенных магов, смотрело на неё с уважением. А лучше — с подобострастным восхищением.

А попаданка должна сразу же стать невестой.
А попаданка должна сразу же стать невестой.

В обоих случаях, попаданцу/попаданке жизненно необходим успех у противоположного пола. Но не просто за красивые глаза, а благодаря каким-то выдающимся достижениям. Главная разница между попаданцами и попаданками в первую очередь в списке подобных достижений. У мужчин он обычно сводится к стремлению убить всех врагов и сделать свою страну, галактическую империю или, например, корпорацию, самой могущественной в обитаемой Вселенной. А вот у попаданок цели связаны с общественным признанием. Для них обычно важнее всего, чтобы ими восхищался местный высший свет и, разумеется, избранник. Всё прочее заведомо второстепенно.

Если на обложке нельзя поставить знак «16+», то какой смысл вообще попадать?
Если на обложке нельзя поставить знак «16+», то какой смысл вообще попадать?

Различаются и методы достижения этих целей. Попаданец сперва набирает отряд или группу помощников, которая постепенно разворачивается в целую армию (государство, корпорацию). И эта армия, под мудрым руководством попаданца, сносит все преграды на пути к его цели. Исключение составляют те из попаданцев, которым процесс важнее результата. Они тоже начинают с набора команды, а потом вместе с ней радостно приключаются на протяжении десятка-другого книг. Вполне типичным примером можно назвать серию «Сварог» А. Бушкова.

Это ещё не все книги о приключениях Сварога.
Это ещё не все книги о приключениях Сварога.

Попаданка тоже обычно не может обойтись без помощников. Но для неё очень важны и отношения в набранной команде. Авторшу (и читательниц) живо интересуют все перипетии личной жизни тех представителей местного населения, которым повезло (или не повезло) связаться с попаданкой. Ну и конечно, в команде попаданки должен быть один ехидный комментатор слов и поступков главной героини. Неважно, станет ли им бывший шут, говорящий конь или джинн из лампы.

Нет под рукой ехидного коня — сгодится и дракон.
Нет под рукой ехидного коня — сгодится и дракон.

Далее, попаданке нужен страдающий герой, над которым враги долго измывались максимально изощрёнными способами. Попаданка его найдёт, отмоет, покормит, вылечит и использует по назначению. Преисполненный благодарности герой, даже если сходу не поймёт своего счастья, где-то к десятому тому постепенно осознает, какое сокровище ему досталось, приложит все усилия, чтобы оправдать оказанное ему высокое доверие, и начнёт регулярно разбиваться в лепёшку ради прекрасной попаданки. Чтобы, опять же, можно было его пожалеть, посочувствовать и реанимировать для будущих подвигов. Типичный пример — цикл «Хроники странного королевства» Оксаны Панкеевой.

Часть творчества Оксаны Панкеевой.
Часть творчества Оксаны Панкеевой.

Иногда попаданцам нет необходимости создавать какие-то собственные управленческие структуры, а можно внедриться в уже существующие. Например, стать тайным советником товарища Сталина. Про попаданок чаще всего пишут фанфики по мотивам популярного произведения.

Гермиона, в которую вселилась попаданка.
Гермиона, в которую вселилась попаданка.

Таковы, к примеру, попаданки в мир «Гарри Поттера». В подобных случаях можно не тратить силы и время на тщательное воссоздание антуража иной эпохи или другого мира, поскольку автор оригинала уже сделал это. Да и персонажи уже придуманы, осталось лишь использовать их в своих интересах. В первую очередь, они должны обратить внимание, насколько Гермиона изменилась за лето, став первой красавицей Хогвартса, да и всей магической Британии в целом.