Сразу заметим, что весь попаданческий жанр на 99% состоит из сублимации комплексов авторов подобных текстов (и их читательской аудитории, разумеется). Поэтому приключения сводятся к решению личных проблем главного героя, который является авторским альтер-эго. Вся разница между попаданцами и попаданками — в типовом наборе этих самых проблем.
Из-за чего стандартному попаданцу неуютно в его родном мире (или времени)? В первую очередь, он чувствует себя недооцененным и невостребованным. Ведь он такой умный и весь переполнен знаниями в самых разных областях, но поскольку вокруг сплошные жлобы, его богатый внутренний мир никому не интересен. А вот в прошлом (в мире фэнтези, в далёком будущем) он станет уникальным, будет определять ход истории, мужчины будут восхищённо ловить каждое его слово, а женщины сразу падать в койку.
У попаданок обычно не столь глобальные планы: за редким исключением, они не стремятся к мировому господству, прогрессорству в планетарных масштабах или даже внедрению промежуточного патрона. Их цели куда более просты. Во-первых, прекрасный принц (лучше не один, а несколько штук, чтобы было из кого выбирать), готовый ради благосклонного взгляда попаданки положить к её ногам своё королевство, отправиться на край земли убивать последних оставшихся в живых драконов, а также защищать свою избранницу от грубых и тупых разбойников. Во-вторых, чтобы все местные дамы ей завидовали. Если не красоте, то удаче и непревзойдённым талантам. В-третьих, чтобы всё прочее общество, включая королей и почтенных магов, смотрело на неё с уважением. А лучше — с подобострастным восхищением.
В обоих случаях, попаданцу/попаданке жизненно необходим успех у противоположного пола. Но не просто за красивые глаза, а благодаря каким-то выдающимся достижениям. Главная разница между попаданцами и попаданками в первую очередь в списке подобных достижений. У мужчин он обычно сводится к стремлению убить всех врагов и сделать свою страну, галактическую империю или, например, корпорацию, самой могущественной в обитаемой Вселенной. А вот у попаданок цели связаны с общественным признанием. Для них обычно важнее всего, чтобы ими восхищался местный высший свет и, разумеется, избранник. Всё прочее заведомо второстепенно.
Различаются и методы достижения этих целей. Попаданец сперва набирает отряд или группу помощников, которая постепенно разворачивается в целую армию (государство, корпорацию). И эта армия, под мудрым руководством попаданца, сносит все преграды на пути к его цели. Исключение составляют те из попаданцев, которым процесс важнее результата. Они тоже начинают с набора команды, а потом вместе с ней радостно приключаются на протяжении десятка-другого книг. Вполне типичным примером можно назвать серию «Сварог» А. Бушкова.
Попаданка тоже обычно не может обойтись без помощников. Но для неё очень важны и отношения в набранной команде. Авторшу (и читательниц) живо интересуют все перипетии личной жизни тех представителей местного населения, которым повезло (или не повезло) связаться с попаданкой. Ну и конечно, в команде попаданки должен быть один ехидный комментатор слов и поступков главной героини. Неважно, станет ли им бывший шут, говорящий конь или джинн из лампы.
Далее, попаданке нужен страдающий герой, над которым враги долго измывались максимально изощрёнными способами. Попаданка его найдёт, отмоет, покормит, вылечит и использует по назначению. Преисполненный благодарности герой, даже если сходу не поймёт своего счастья, где-то к десятому тому постепенно осознает, какое сокровище ему досталось, приложит все усилия, чтобы оправдать оказанное ему высокое доверие, и начнёт регулярно разбиваться в лепёшку ради прекрасной попаданки. Чтобы, опять же, можно было его пожалеть, посочувствовать и реанимировать для будущих подвигов. Типичный пример — цикл «Хроники странного королевства» Оксаны Панкеевой.
Иногда попаданцам нет необходимости создавать какие-то собственные управленческие структуры, а можно внедриться в уже существующие. Например, стать тайным советником товарища Сталина. Про попаданок чаще всего пишут фанфики по мотивам популярного произведения.
Таковы, к примеру, попаданки в мир «Гарри Поттера». В подобных случаях можно не тратить силы и время на тщательное воссоздание антуража иной эпохи или другого мира, поскольку автор оригинала уже сделал это. Да и персонажи уже придуманы, осталось лишь использовать их в своих интересах. В первую очередь, они должны обратить внимание, насколько Гермиона изменилась за лето, став первой красавицей Хогвартса, да и всей магической Британии в целом.