Для того, чтобы запомнить и полюбить Александра Адабашьяна, как актёра, прикладывать особых усилий не надо. Достаточно посмотреть несколько фильмов с его участием...
"Овсянка, сэр!" - После "Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона..." это стало звучать сплошь и рядом, во всех столовых страны!
А его колючий Михаил Тимофеев из "Пяти вечеров"!
...и Берлиоз в "Мастере и Маргарите"!
...а информатор атамана Брылова (Н. Михалков, "Свой среди чужих..."), с его совсем коротенькой ролью и тревожной скороговорочкой вполголоса: "Ничего нельзя гарантировать. Когда прижмут к реке, по-моему, крышка"!
Для того, чтобы оценить его, Адабашьяна масштаб, как кинодраматурга, достаточно вспомнить только его сценарные работы:
- "Неоконченная пьеса для механического пианино";
- "Транссибирский экспресс";
- "Пять вечеров" (по пьесе А. М. Володина)
- "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (по роману И. А. Гончарова);
- "Рецепт её молодости"
- "Очи чёрные" (по А. П. Чехову) ...
А сколько было работ постановочных! Сколько замечательного было создано силами энергичной кинотроицы - Михалков/Лебешев/Адабашьян!
Его живописные работы, рисунки, эскизы - это вообще отдельная тема!
Вот "странный" Питер Адабашьяна...
Вот плакат его работы к фильму Михалкова "Свой среди чужих...":
Вот эскиз к фильму по рассказам Михаила Зощенко:
А ещё есть просто его жизнь, люди, с которыми он творил, любил, дурачился...
Совсем скоро, 10 августа этому замечательному кинодраматургу, актёру, режиссеру - Александру Артемовичу Адабашьяну - стукнет семьдесят пять лет!
Будут, конечно, и поздравления, и воспоминания, и фильмы по его сценариям...
Однако за всем этим, абсолютно заслуженным громом аплодисментов хорошо бы расслышать и совсем негромкие суждения этого умного наблюдателя, тонкого философа, невысокого (всего 163 сантиметра роста) Высокого Человека...
На вопрос о современном кризисе в сценарном цехе (- Внимание! А разве не похоже это на положение дел с современной музыкой?) Александр Артёмович отвечает:
— Кризис в кино в целом. Раньше оно было авторским, а сейчас — продюсерское. Продюсеры, по большому счету, далеки от кино. Им кажется, что продюсировать кино — это чистый бизнес. В итоге яркие режиссерские имена в нашем кино не появляются. А некоторые продюсеры сами снимают бездарные фильмы. Увы, наш век становится веком торгашей. Еще в XIX веке Чарльз Диккенс сказал: «Миссия Америки — опошлить вселенную»... И ей это удалось! Вселенная опошлена окончательно, и искусство в том числе. Америка бойко занялась конвейерным производством массового искусства, которое стало принадлежать не народу, а народам. Между тем как искусство (но только именно настоящее) не должно принадлежать народу ни в коем случае - это деградация! Оно должно принадлежать меньшинству, людям, подготовленным к его восприятию. У нас же любой запросто судит о трёх вещах - медицине, спорте и искусстве. Музыка Шнитке «не для всех»? А она и не должна быть для всех!
...Эквивалент всего — деньги. Это распространяется и на искусство, когда то, за что платят — хорошо, а за что не платят — плохо. Деньги пожирают наши души..
На мой взгляд, очень точное, универсальное суждение. При этом сам "философ" весьма критично настроен и к самому себе.
— Режиссер — не профессия, а склад характера. Им может быть только абсолютный лидер, а я не принадлежу к их числу. Режиссер должен быть уверен, что его взгляд на мир — единственно верный. Я в этом сильно сомневаюсь, поэтому и перестал снимать свое кино...
Считал и считаю себя человеком средних способностей. Не отрицаю, что хорошо образован, но выдающимися талантами не обладаю. Случалось, что и меня заносило. Но всегда быстро останавливался. Стоило мне возомнить себя великим писателем, я подходил к книжной полке, брал томик Чехова и успокаивался. Нарисовал картину, задрал нос — иду в Третьяковскую галерею. По профессии я художник. И моя любовь к живописи, к счастью, не умерла. Еще беру в руки кисть...
... люблю Серова, передвижников, импрессионистов. Современное искусство не принимаю. Уорхолла художником не считаю. Абстракционистов не понимаю.
На вопрос, почему он не остался зарубежом, где он работает с 90-х, Александр Артёмович ответил:
- Не хочу. Я всё равно предпочёл бы работать здесь. Там нужно родиться, чтобы нормально существовать. А мне там комфортно, только когда в кармане есть обратный билет. Понимаете, с теми же французами (а у меня во Франции широкий круг знакомств, и язык я знаю очень хорошо) даже при самых сердечных отношениях всё равно существует некий «лимит общения», какая-то металлическая жёсткая конструкция внутри, куда не достучишься. Я вообще не понимаю, откуда этот миф: ах, Париж, город любви, ах, пылкие французы и страстные француженки! Француженки деловиты, практичны, внутри - калькулятор. Но так ведь с каждой страной, нацией - у всех своя мифология, свой веками утверждаемый и подпитываемый образ.
Вспоминает Адабашьян и своё детство, процессы "дворовой" социализации:
— С родителями мы жили в доме между Нижней и Верхней Масловкой. Мобильных не было, люди общались вживую, а ребятня, сделав уроки, гуляла допоздна. У нас была своя этика. Например, драки один на один, а не все на одного. В играх нужно было соблюдать правила, жульничество пресекалось. Мы набирались житейского опыта, который пригодился позже...
(Из интервью разных лет)
Александр Адабашьян на своей подмосковной даче в посёлке Загорянском предпочитает уединение.
Напомнил о грядущем юбилее Лев Комов.
Ещё о кино на канале "5 лучших!" читайте здесь:
"Обыкновенное чудо"- это просто чудо!