Найти тему
5 лучших!

Александр Адабашьян: Овсянка, сэр и Если прижмут к реке, нам крышка

Юбиляр Александр Адабашьян.
Юбиляр Александр Адабашьян.

Для того, чтобы запомнить и полюбить Александра Адабашьяна, как актёра, прикладывать особых усилий не надо. Достаточно посмотреть несколько фильмов с его участием...

"Овсянка, сэр!" - После "Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона..." это стало звучать сплошь и рядом, во всех столовых страны!

Дворецкий Джон Бэрримор в исполнении Адабашьяна.
Дворецкий Джон Бэрримор в исполнении Адабашьяна.

А его колючий Михаил Тимофеев из "Пяти вечеров"!

А.Адабашьян в роли Тимофеева.Кадр из к/ф "Пять вечеров".
А.Адабашьян в роли Тимофеева.Кадр из к/ф "Пять вечеров".

...и Берлиоз в "Мастере и Маргарите"!

...в роли Берлиоза (слева) в "Мастере и Маргарите".
...в роли Берлиоза (слева) в "Мастере и Маргарите".

...а информатор атамана Брылова (Н. Михалков, "Свой среди чужих..."), с его совсем коротенькой ролью и тревожной скороговорочкой вполголоса: "Ничего нельзя гарантировать. Когда прижмут к реке, по-моему, крышка"!

...в роли информатора атамана Брылова. К/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих".
...в роли информатора атамана Брылова. К/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих".

Для того, чтобы оценить его, Адабашьяна масштаб, как кинодраматурга, достаточно вспомнить только его сценарные работы:
- "Неоконченная пьеса для механического пианино";
- "Транссибирский экспресс";
- "Пять вечеров" (по пьесе А. М. Володина)
- "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (по роману И. А. Гончарова);
- "Рецепт её молодости"
- "Очи чёрные" (по А. П. Чехову) ...

А сколько было работ постановочных! Сколько замечательного было создано силами энергичной кинотроицы - Михалков/Лебешев/Адабашьян!

Актёр Олег Басилашвили, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков, сценарист Александр Адабашьян на съёмочной площадке "Рабы любви" (1975 г). Именно там, на площадке художник-постановщик картины Адабашьян узнал о смерти своей жены, а Павел Лебешев - своей сестры - Марины Лебешевой. Это было страшным ударом по всей съёмочной группе.
Актёр Олег Басилашвили, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков, сценарист Александр Адабашьян на съёмочной площадке "Рабы любви" (1975 г). Именно там, на площадке художник-постановщик картины Адабашьян узнал о смерти своей жены, а Павел Лебешев - своей сестры - Марины Лебешевой. Это было страшным ударом по всей съёмочной группе.

Его живописные работы, рисунки, эскизы - это вообще отдельная тема!

Вот "странный" Питер Адабашьяна...

-7
-8
-9

Вот плакат его работы к фильму Михалкова "Свой среди чужих...":

-10

Вот эскиз к фильму по рассказам Михаила Зощенко:

-11

А ещё есть просто его жизнь, люди, с которыми он творил, любил, дурачился...

Александр Адабашьян с Никитой Михалковым...
Александр Адабашьян с Никитой Михалковым...
...с Марчелло Мастрояни.
...с Марчелло Мастрояни.
Режиссёр Роман Балаян на руках у Александра Абдулова, Олега Янковского и Александра Адабашьяна ("Храни меня, мой талисман").
Режиссёр Роман Балаян на руках у Александра Абдулова, Олега Янковского и Александра Адабашьяна ("Храни меня, мой талисман").

Совсем скоро, 10 августа этому замечательному кинодраматургу, актёру, режиссеру - Александру Артемовичу Адабашьяну - стукнет семьдесят пять лет!
Будут, конечно, и поздравления, и воспоминания, и фильмы по его сценариям...

Однако за всем этим, абсолютно заслуженным громом аплодисментов хорошо бы расслышать и совсем негромкие суждения этого умного наблюдателя, тонкого философа, невысокого (всего 163 сантиметра роста) Высокого Человека...

-15

На вопрос о современном кризисе в сценарном цехе (- Внимание! А разве не похоже это на положение дел с современной музыкой?) Александр Артёмович отвечает:

Кризис в кино в целом. Раньше оно было авторским, а сейчас — продюсерское. Продюсеры, по большому счету, далеки от кино. Им кажется, что продюсировать кино — это чистый бизнес. В итоге яркие режиссерские имена в нашем кино не появляются. А некоторые продюсеры сами снимают бездарные фильмы. Увы, наш век становится веком торгашей. Еще в XIX веке Чарльз Диккенс сказал: «Миссия Америки — опошлить вселенную»... И ей это удалось! Вселенная опошлена окончательно, и искусство в том числе. Америка бойко занялась конвейерным производством массового искусства, которое стало принадлежать не народу, а народам. Между тем как искусство (но только именно настоящее) не должно принадлежать народу ни в коем случае - это деградация! Оно должно принадлежать меньшинству, людям, подготовленным к его восприятию. У нас же любой запросто судит о трёх вещах - медицине, спорте и искусстве. Музыка Шнитке «не для всех»? А она и не должна быть для всех!

...Эквивалент всего — деньги. Это распространяется и на искусство, когда то, за что платят — хорошо, а за что не платят — плохо. Деньги пожирают наши души..

На мой взгляд, очень точное, универсальное суждение. При этом сам "философ" весьма критично настроен и к самому себе.

Режиссер — не профессия, а склад характера. Им может быть только абсолютный лидер, а я не принадлежу к их числу. Режиссер должен быть уверен, что его взгляд на мир — единственно верный. Я в этом сильно сомневаюсь, поэтому и перестал снимать свое кино...

Считал и считаю себя человеком средних способностей. Не отрицаю, что хорошо образован, но выдающимися талантами не обладаю. Случалось, что и меня заносило. Но всегда быстро останавливался. Стоило мне возомнить себя великим писателем, я подходил к книжной полке, брал томик Чехова и успокаивался. Нарисовал картину, задрал нос — иду в Третьяковскую галерею. По профессии я художник. И моя любовь к живописи, к счастью, не умерла. Еще беру в руки кисть...

... люблю Серова, передвижников, импрессионистов. Современное искусство не принимаю. Уорхолла художником не считаю. Абстракционистов не понимаю.

На вопрос, почему он не остался зарубежом, где он работает с 90-х, Александр Артёмович ответил:

- Не хочу. Я всё равно предпочёл бы работать здесь. Там нужно родиться, чтобы нормально существовать. А мне там комфортно, только когда в кармане есть обратный билет. Понимаете, с теми же французами (а у меня во Франции широкий круг знакомств, и язык я знаю очень хорошо) даже при самых сердечных отношениях всё равно существует некий «лимит общения», какая-то металлическая жёсткая конструкция внутри, куда не достучишься. Я вообще не понимаю, откуда этот миф: ах, Париж, город любви, ах, пылкие французы и страстные француженки! Француженки деловиты, практичны, внутри - калькулятор. Но так ведь с каждой страной, нацией - у всех своя мифология, свой веками утверждаемый и подпитываемый образ.

Вспоминает Адабашьян и своё детство, процессы "дворовой" социализации:

С родителями мы жили в доме между Нижней и Верхней Масловкой. Мобильных не было, люди общались вживую, а ребятня, сделав уроки, гуляла допоздна. У нас была своя этика. Например, драки один на один, а не все на одного. В играх нужно было соблюдать правила, жульничество пресекалось. Мы набирались житейского опыта, который пригодился позже...

(Из интервью разных лет)

Александр Адабашьян на своей подмосковной даче в посёлке Загорянском предпочитает уединение.

-16

Напомнил о грядущем юбилее Лев Комов.

Ещё о кино на канале "5 лучших!" читайте здесь:
"Обыкновенное чудо"- это просто чудо!

-17