Найти тему
Лилия Габдрафикова

Даже шайтан работал на татарина, как они это сделали?

Как заставить слушаться детей? Как образумить взрослого? Что бы они не особо нарушали социальные нормы, в общем, не мешали своим поведением другим? Очень просто, надо призвать для этого шайтана. Именно так поступали в давние времена (борын-борын заманда) многие татары. С помощью шайтана они объясняли детям и не особо воспитанным взрослым нормы этикета, или почему надо поступать так, а не иначе.

В татарской народной педагогике очень активно использовался фольклор. Например, одним из основных персонажей являлся шайтан. Можно сказать, это родной брат известного всем шурале, только с некоторой долей арабо-мусульманского лоска. Шурале-то – образ из татарской мифологии, из лесов Заказанья, без всяких там импортных влияний.

Былтыр немного пошатнул авторитет Шурале у детей, поэтому пришлось обратиться к Шайтану. Рис. Б.Урманче. Фото: НМ РТ.
Былтыр немного пошатнул авторитет Шурале у детей, поэтому пришлось обратиться к Шайтану. Рис. Б.Урманче. Фото: НМ РТ.

Но, видимо, Габдулла Тукай так поэтично всем подсказал, как можно легко и просто обхитрить Шурале, что после его бессмертной поэзии (а еще раньше была известна сказка об этом же) пугать детей наивным Шурале стало как-то малоэффективно. Остался один Шайтан. Заграничное у нас ведь всегда воспринимается как более эффективное.

Именно шайтаном пугали детей и не просто пугали, а обосновывали таким образом некоторые нормы поведения. Воспитывали иными словами, как вести себя в приличном татарском обществе, и не только: ведь за одиноким человеком тоже «приглядывал» шайтан.

Например, когда человек сильно смеялся, обычно говорили, что его под бок толкает, либо щекочет шайтан. Вы помните, что Шурале тоже любил поиграть в кети-кети. Очевидно, после таких слов ребенок старался не поддаваться коварному шайтану и останавливался. Спокоен ребенок – спокойны родители. Спасибо шайтану.

Практически под таким же предлогом запрещали хрустеть пальцами. Каждый хруст порождает 77 новых шайтанов, – утверждали старшие. Опять же не все могут выдержать хруст пальцев, а тут призывали на помощь шайтана и всё - источник раздражения устранялся самым интеллигентным образом.

Кроме того, шайтаны «размножались» от того, что человек закидывал ногу на ногу. Никто не хотел множить вокруг себя шайтанов – приходилось сидеть прилично. Кстати, по современному королевскому этикету особам голубых кровей тоже не положено сидеть закинув ногу на ногу. То ли европейские короли взяли у татар эту норму, то ли татарский әдәп просто настолько продвинут – сейчас уже не разберешь.

Если кто-то нервно дрыгал ногами, то знающие татары тут же его останавливали и поясняли причину его поведения: это шайтан так качает своего ребенка. Кому захочется быть нянькой дитятке шайтана? Скорее всего, после таких слов человек пытался взять себя в руки и переставал дрыгать ногами.

Зевать при всех всегда не прилично, а если еще человек не закрывает рот при этом – вдвойне. Татары это хорошо знали, поэтому при зевании просили обязательно прикрывать рот. Иначе – беда, залетит туда шайтан и совьет гнездо прямо в самом сердце этого зеваки. Ну и начнет подстрекать его к дурным поступкам. После такого серьезного предупреждения сто раз подумаешь, прежде чем, открывать рот просто так.

Шайтан сопровождал человека везде, в том числе за столом. Вот уже где надо было следить собой. За столом татарину обязательно надо было начинать трапезу с произнесения бисмилля-рахман-рахим, иначе за человека ел шайтан и при этом он никак не мог насытиться. Таких едоков и, в целом, обжорство, татары связывали с вселением в тело человека шайтана.

Для богатых татарских семей это было очень важное замечание, ведь преимущественно из-за жирной пищи были распространены болезни желудочно-кишечного тракта. Поэтому к умеренности в еде призывали и с помощью шайтана, и других авторитетов. Например, об этом говорится в татарских пословицах, в трудах просветителей Каюм Насыри, Риза Фахретдина.

Вообще, шайтана можно встретить в привязке ко многим другим татарским предписаниям. Народная фантазия была безгранична и придумывала разные нужные правила в зависимости от сложившейся ситуации.

Самое главное, эти поверья работали долгие столетия и помогли воспитать не одно поколение татар. Если отбросить мифологические образы Шайтана-Шурале, то в сухом остатке – воспитанный татарин, который умел держать себя в руках и тем самым проявлял уважение к чувствам других.

Еще о татарских поверьях:

Татарская женщина и гроза

Татары, проклятья, кошки и вода