Найти тему
Василий Дейнега

Конец глобализации, торговые войны и закрытие границ

Оглавление

Мобилизационная экономика России. Часть 1. Глава 3:

Конец глобализации, торговые войны и закрытие границ
Конец глобализации, торговые войны и закрытие границ

Международная финансовая система, хотя и имеет штаб-квартиру в США, и часто ассоциируется с интересами Соединенных Штатов, однако действует как самостоятельный субъект, и оказывает такое же влияние на экономику США, как и на экономики других стран. В частности, если в 1944м году экономика США превышала 50% всего мирового производства, то на начало 2020го года, эта величина сократилась до 20% с тенденцией на дальнейшее падение.

Открытый рынок, свободное перемещение капитала и товаров создавали возможности по выводу производств из США в другие страны, в частности в Китай, снижая издержки транс-национальных корпораций и извлекая дополнительные прибыли. И хотя финансово это было выгодно, но стремительное ослабление реального сектора экономики США, на фоне роста экономики Китая не проходило незамеченным.

Если в 90е годы двадцатого века апологеты глобализации провозглашали создание единого мира, под руководством Соединенных Штатов, то уже к 2007 году все больше сторон начали говорить о «многополярном мире».

В качестве дополнительных центров силы в мире поднимались страны, именуемые позже БРИКС, которые понимали, что существующая мировая финансовая система ни только не способствует повышению их благосостояния, но и сама по себе идет к коллапсу. И если до начала кризиса 2008го года все разговоры о грядущем структурном кризисе оставались игнорируемыми, то с началом кризиса стало понятно, что существующая экономическая модель не может дальше существовать, и не может предложить внятных путей решения проблемы.

Включенный печатный станок был призван стимулировать спрос и экономику в целом, однако быстро стало понятно, что единственное прибыльное место в Мире, это фондовый, товарный и валютный рынки, а так же рынки прочих финансовых деривативов. Чем больше печаталось долларов, тем большие рекорды устанавливали котировки на бирже. При этом капитализация торгуемых инструментов, включая фьючерсы на товарной бирже, стала более чем в 10 раз превышать стоимость физически-существующих товаров и услуг, что сформировало небывалый доселе финансовый пузырь, который должен был лопнуть.

Любая попытка вывести деньги из этого пузыря, чтобы купить физические товары неминуемо привела бы к инфляции, и чтобы затушевать данную проблему реальные поставщики товаров начали отвязывать цены поставок от биржевых котировок, вводить скидки и формулы от цены.

Продавцы, например сахара, более не смотрели на цены биржи, а самостоятельно мониторили и согласовывали цены в портах мира. Если очередной игрок выходил с гигантскими суммами на счету на покупку физического товара, например нефтепродуктов или минеральных удобрений, то вдруг оказывалось, что таких как он в очереди стоит уже много, а реального продукта мало, и решение кому продать принимается уже на политическом уровне. Нарисованные виртуальные деньги не вызывали инфляцию, потому что их просто невозможно потратить, невозможно обналичить, невозможно вывести с виртуального рынка. Они становились чисто виртуальными показателями, а биржевые спекулянты в буквальном смысле торговцами и владельцами воздуха.

Если ранее преобладали силы стремящиеся объединить мир в единое целое, в единый рынок, возможно даже с единым мировым правительством, то все больше периферия понимала, что именно ей придется оплачивать дальнейшее существование системы, вплоть до ее гибели.

Если раньше присоединение к единому рынку позволяло странам развиваться, то теперь расходы на поддержание международной финансовой инфраструктуры стали перевешивать предоставляемые ею возможности.

Причем эти тенденции привели к ответной реакции в самих Соединенных Штатах, разделив участников экономических и политических процессов на тех, кто поддерживает международную финансовую систему, желающую через банки, финансовые институты и валютные спекуляции продолжать контролировать сбор ресурсов со всего мира, и собственно владельцев корпораций и производств, которые сами выплачивали деньги в систему и понимали, что дальнейшее следование тем же курсом приведет к их гибели.

Встал вопрос выживания банковской системы с одной стороны, и предприятий реального сектора экономики с другой стороны. За каждой из сторон стоят люди, состояния которых оцениваются триллионами долларов, но при этом понимающих, что в данной борьбе выживет только одна из сторон.

Если банкиры сохраняют за собой власть собирать платежи по всем созданным за четыре десятилетия долгам, продолжают наращивать спекулятивный пузырь на рынке, и при этом не находят способа дальнейшего стимулирования спроса в реальном секторе, то предприятия и домохозяйства, как только перейдут в режим экономии, чтобы просто работать и отдавать кредиты, тут же столкнутся с невозможностью продажи своей продукции и услуг. Работать они смогут, а вот продавать свою продукцию уже будет некому на сжимающемся рынке. Они начнут еще больше сокращать издержки, увольнять людей, чем вызовут дальнейшее падение спроса, и схлопывание реального сектора экономики. Мир войдет в дефляционную спираль, и пока банкиры будут продолжать выкачивать деньги из предприятий, те будут лавинообразно банкротиться. После останутся только банки, на пепелище разрушенной экономики…

Последние 70 лет создания единой мировой валюты привело к тому, что сами США стали для международной финансовой системы просто рядовой страной, буквально периферией. А центром и конечным бенефициаром всей мировой экономики стали виртуальные валютные счета в транснациональных банках. Эти счета не имеют ни родины, ни страны пребывания. Деньги могут за долю секунды перетекать туда, куда выгодно, ломая любые экономики, и финансируя любые процессы, проходящие в мире.

Какой-нибудь оффшор, который внешне выглядит как остров со взлетно-посадочной полосой, небольшой инфраструктурой, и башней крупного транснационального банка, аккумулирует гигантские капиталы, и ни кому не подчиняется кроме анонимных владельцев счетов. Пока за доллар можно все в мире купить, такой «кошелек» может буквально управлять миром.

Но если раньше доллар был обеспечен золотом или первой экономикой мира, и действовал в интересах этой экономики, то сегодня он обременяет США на ровне с другими государствами, и обеспечен по большей части военно-морскими силами США, которые могут поддержать в мире консенсус по статусу доллара, и привести тех, кто не желает его использовать к повиновению.

Выход США из международных договоренностей

Выход США из международных договоренностей
Выход США из международных договоренностей

В 2011м году не получилось вывести эмиссионный центр доллара из-под юрисдикции США, и интересы международной банковской системы продолжили все больше расходиться с интересами самих Соединенных Штатов. Не удивительно, что усиление протекционистских настроений, должно было выдвинуть человека, который бы начал борьбу за сохранение экономического потенциала страны.

И в 2016 году к власти в США пришел президент, открыто озвучивший намерение «Сделать Америку снова великой». К сожалению, для международных финансовых структур это намерение означает, что США не продолжит распродавать свои активы в уплату долгов или оптимизировать производства, выводя их в другие страны, а скорее начнет поддерживать местного производителя и защищать свой внутренний рынок от внешнего мира, как будто этот внешний мир и не их вовсе. А внешний мир, - это доллар.

Неудивительно, что это раскололо этилы в самих штатах по принципу, «у кого где деньги лежат». Держатели финансовых активов желали бы продолжать сидеть на печатном станке, сохранять максимальную открытость глобальных рынков, и пользоваться всеми благами мира, при случае уведя их из страны. А владельцы предприятий в реальном секторе экономики, защищая себя, начали требовать отстранения экономики США от все более обременительной финансовой системы.

Дональд Трамп начал отсекать страну от международных институтов и выходить из международных договоренностей, которые требовали ресурсов для своего поддержания, но не давали экономике США каких-либо преимуществ. США оперативно вышли как из Транс-тихоокеанского партнёрства, так и из Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, которые сами же и создавали в предыдущие годы, из Парижского соглашения по климату, сократили финансирование ООН, начали пересмотр соглашения НАФТА. Фактически они сами показали пример борьбы с финансовой и торговой глобализацией, активизировав остальных участников мирового сообщества на борьбу за свои национальные интересы.

Для того чтобы США смогли сохранить свою экономику в реальном секторе производства, им нужно фактически отказаться от большей части капитализации доллара, списав как виртуальные долларовые активы, так и долларовые долги. Это можно провести разными способами. Введением отсрочки по уплате кредитов, которую можно будет продлевать до бесконечности; заморозкой возможности вывода средств с инвестиционных на банковские счета; запуском гиперинфляции с параллельной поддержкой домохозяйств и предприятий; перевыпуском доллара на «новый доллар», в который можно будет поменять ограниченное число старых долларов. При этом предприятия будут продавать свои товары за «новые доллары», а все активы «старого доллара» станут просто цифрами на счетах, за которые невозможно будет что-либо купить.

Безусловно, это разом обанкротит богатейших людей планеты, и приведет к тотальной переоценке всех финансовых и реальных активов во всем Мире. Любые структуры, державшие деньги в подобных финансовых активах, или в акциях финансовых компаний, будут вынуждены списать данные бумаги как пустые…

Не удивительно, что на Трампа, с момента его избрания, идет не прекращающаяся травля в СМИ со стороны всевозможных структур, четко понимающих, что эти действия приведут их к краху. Эта битва идет фактически между виртуальной идеей всемирного доллара, и национальной экономикой США. И хотя доллар по прежнему является мировым платежным средством, он не может бороться против самих США. Тем более что победа финансового сектора сначала приведет к деградации экономики самих США, а после в любом случае коллапсирует в мировом масштабе.

Конец Всемирной Торговой Организации

Конец Всемирной Торговой Организации
Конец Всемирной Торговой Организации

Разрушение Бреттонвудской экономической модели побуждает США защищать свои национальные интересы, и сокращать свои расходы по поддержанию международных институтов текущей системы (МВФ, Всемирный банк, ВТО). Те страны кто первыми уйдет в изоляцию смогут сохранить то, что у них есть, а те кто останется, будут вынуждены работать на поддержание инфраструктуры мировой финансово-торговой системы, убыточной на столько, что это будет экономическим самоубийством.

Чтобы защитить свою экономику, США требуется выйти из убыточных международных инвестиционных, торговых, и военных обязательств. Это требует устранение дефицита торгового баланса с Китаем, Европой и другими странами.

Если десятилетия США переносили производства своих предприятий в Китай, и получали сверхприбыли от дорогой продажи, дешево произведенной в Китае продукции, то к настоящему моменту инвестиционные прибыли иссякли, но остался импорт из Китая продукции, на пол триллиона долларов в год больший, чем экспорт в Китай. Устранение подобного дисбаланса породило торговую санкционную войну между странами.

Аналогично, останавливаются потоки по финансированию от США всевозможных международных программ, начиная с цветных революций, отмененных буквально накануне их начала, разнообразных националистов в Восточной Европе, и заканчивая военными операциями на Ближнем Востоке. Тотальное сокращение расходов требует сворачивания присутствия США не только в «горячих точках», но и во множестве военных баз, разбросанных по всей планете.

Действия США начинали подхватываться и другими странами. Как заметил главный управляющий Банка международных расчетов Агустин Карстенс в 2018м году:

«На протяжении десятилетий страны усиливали глобализацию, международное сотрудничество, разрабатывали правила для либерализации торговли, повышали открытость рынков — сейчас же на смену пришли протекционизм, попрание торговых правил, закрытие рынков, международная конфронтация… Эскалация валютных войн может закрыть доступ зарубежных инвесторов к финансовым рынкам, вызвать намеренные ограничения иностранных вложений, а также подчинить движение капитала политической конъюнктуре».

К декабрю 2019-го года, США сумело заблокировать назначение новых судей в арбитражный суд ВТО, остановив действие данной организации в части регулирования вопросов международной торговли. Любая страна или организация теперь может сколь угодно нарушать правила, без возможностей разрешения споров инструментами ВТО. С этого момента фактически заканчивается мировая торговая глобализация.

В январе 2020-го года подписан договор между США и Китаем, призванный «восстановить баланс в американо-китайских торговых отношениях». Фактически этот договор лишает Китай возможности продавать в США свою продукцию на сумму в 500 миллиардов долларов в год. Само по себе это действие приводит к тому, что миллионы китайских предпринимателей, производивших в своих частных фабриках всевозможные изделия, которые далее через сайт Alibaba шли в США, в одночасье лишились рынка сбыта, будущих прибылей и работы.

Кроме того, Китай на начало 2020го года, имея с США положительный торговый баланс в 500 млрд долл, имел отрицательный платежный баланс, что означает что Китай выводил печатаемые юани в доллары. Под купленные доллары национальный банк Китая имел возможность стимулировать свою экономику, печатая юани в объеме 2 - 4 триллионов долларов в год (при учете кредитного мультипликатора 4-8 соответственно). То есть Китай при размере экономики в 16 трил. долл, ежегодно стимулировал экономику в объеме 25% от ВВП, чего больше он делать не сможет, без риска запустить инфляцию.

Перед правительством Китая встал вопрос, как перестроить тысячи предприятий, в которых работают миллионы людей, на новую реальность, в которой нет возможности продать произведенные товары на внешние рынки, и необходимо снизить объем стимулирования производства на 25% ВВП в год?

Непонятно, как поведут себя миллионы людей потенциально лишившихся работы. А значительное сокращение продаж и следом производства, ведущее к сокращению рабочих мест и реальных доходов населения, приведет к невозможности выплачивать долги, аренду и вскоре выбросит людей на улицу, без средств к существованию.

Как предотвратить социальные волнения? Как не снижать производства, во время кризиса перепроизводства? Как аккуратно остановить экономику?

Эпидемия заболевания COVID-19 от вируса SARS-Cov-2

Эпидемия заболевания COVID-19 от вируса SARS-Cov-2
Эпидемия заболевания COVID-19 от вируса SARS-Cov-2

«И вдруг неожиданно, можно сказать вдруг, откуда не возьмись» (М.ЗадорновTM), через неделю после подписания договора между Китаем и США о выравнивании торгового баланса, сразу после того как экономика Китая остановилась, уйдя на празднование китайского нового года, в Китае вспыхивает эпидемия нового вируса, которая требует закрытия городов, ввода карантина и комендантского часа, закрытия границ, и остановки экономики на неопределенный срок.

При этом для нагнетания ситуации, в СМИ не стали рассказывать о том, как часто появляются новые штаммы различных вирусных инфекций, и о числе заболеваний другими болезнями за тот же период. На людей просто массово надели намордники, и начали публично концентрировать внимание на двух показателях, - количестве вновь заболевших и смертности среди них.

По мере развития событий, страны Европы, а вслед за ними и в США, начали регистрировать данное заболевание и вводить меры по борьбе с ним.

Особенно отличились по уровню заболевания и смертности страны, где широко развито страхование жизни. Ведь когда умирает человек в возрасте более 90 лет, с полным букетом заболеваний, но в его крови обнаруживают так же и коронавирус, то указывая его в причинах смерти, появляется возможность получить страховые выплаты. В результате статистика смертности от коронавируса в таких странах бьет рекорды, в то время как в соседних странах, где выплат не делается, она почему-то отличается более чем в десять раз.

Медики и официальные лица объявили, что за ближайшее время данным вирусом переболеют более 80% населения планеты, и этот вирус будет сопутствующим для человечества, как сезонный грипп. При этом, у более чем 85% заболевших он протекает без симптомов, поскольку иммунитет с ним вполне справляется. Болезнь в теле развивается в течении 2х недель без симптомов, что существенно увеличивает возможности человека по распространению заболевания. В зону риска попадают пожилые люди, и люди с ослабленным здоровьем.

В мире в целом, и в каждой стране в частности, общая статистика смертности не отличается ни от прошлых зимних месяцев, ни от показателей прошлого года. То есть вирус есть, а вот до показателей не только пандемии, но и даже до показателей эпидемии не дотягивает. Достаточно посмотреть на мировую статистику смертности с 1 января по 2 апреля 2020 года[5]:

  • 51 560 – умерло от Короновируса;
  • 123 755 – умерло от Сезонного гриппа;
  • 214 357 – умерло от Употребления грязной воды;
  • 249 673 – умерло от Малярии;
  • 272 956 – умерло от Суицидов;
  • 343 604 – умерло в результате ДТП;
  • 427 892 умерло от ВИЧ/СПИДа;
  • 636 628 – умерло от Алкоголя;
  • 1 272 451 – умерло от Курения;
  • 2 090 499 – умерло от Онкологии;

И хотя статистические данные коронавируса заслуживают внимания медиков, и требуют их интенсивной работы, но не выглядят выдающимися на фоне других вирусов сопутствующих человеку, вроде гриппа или ротовируса, смертность от которого в три раза выше. Тем не менее, вирус не сходит с передовиц центральных СМИ. Его публично сравнивают с испанкой, от которой погибло по разным оценкам 17 - 50 миллионов человек, и нагнетают ужас до такой степени, что люди ходят в масках, шарахаются друг от друга, города закрыты, авиасообщение между странами остановлено, сборы более двух лиц под запретом, все сидят по домам и смотрят новости.

Нагнетание страха и отказ от критического осмысления фактов или статистики, позволили запустить меры социального контроля, доселе невиданные в масштабе планеты.

© Дейнега Василий Михайлович

19 апреля - 21 мая 2020г.

Мобилизационная экономика России, Система стратегического планирования и управления экономикой, Полная версия:

https://provalue.ru/economy-mobilization/

Примечание:

5. По данным с сайта worldometers.info