Иной раз читаешь про монаршьих особ... и прям жалко бедолаг становится. Вся жизнь, как на сцене - и не сказать, что в адрес каждого обязательно раздавались аплодисменты и летели букеты. Иногда бывали такие случаи, что харизмы у ведущего актера на "кушать подано", а жизнь заставляет играть главные роли. И тогда "публика" свистит и кидается тухлыми яйцами.
Испанский король Филипп 2 к свисту публики привык и даже находил в чтении критических отзывов гнусных небылиц про свою особу мрачное удовольствие - король-то себя считал наделенным ОСОБОЙ МИССИЕЙ И ТАЛАНТОМ, и на пляски протестантских троллей обращать внимание полагал излишним. Ну типа... "Я знаю, что после смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет ее" - и все в таком духе.
Но если бы короля троллили только еретики и враги... ведь даже верные слуги и товарищи по труппе норовили тяпнуть руку, кормящую их.
Когда писала заметку про кардинала Гранвелля, самого знаменитого министра Филиппа 2, очень заинтересовалась портретом карлика кисти Антониса Мора.
Что это вообще? Зачем кардиналу портрет карлика? Почему с собакой? Понятно, что у кардинала было столько денег, что из прихоти он мог хоть портреты всех карликов Европы заказать... и всех собак...но все равно явно же, что с этой картиной что-то нечисто.
Ответ оказался достаточно простым - это сатира. Шутка над королем. Достаточно злая и рискованная.
Потому что картина Антониса Мора - деконструкция известного образа, созданного Тицианом. Портрета отца короля Филиппа, императора Карла 5 с собакой.
Кардинал, служивший обоим, дает понять, что работодатель-то нынче как-то измельчал.
Но и собака - синоним верности, символизирующая подданных(народ, знать, чиновников... самого кардинала), играет совсем другую роль. На портрете императора - преданно заглядывает в глаза, на портрете карлика - поглядывает налево. Да и сам песель похорошел и отъелся- аж лоснится весь, и на фоне низкорослого хозяина смотрится очень выигрышно. Играет главную роль, так сказать.
Не думаю, что кардинал показывал эту картину каждому встречному, но все же она была достаточно известной и в Испании стала родоначальником целого жанра.
В Испании, где свирепствовала цензура, мнения выражались иной раз уж очень изощренно.