Один читатель насмешил меня недавно, предположив, что меня "посетил Альцгеймер". Я же с подобным успехом могу заподозрить его в том, что его "посетил Хундертвассер". Так и поговорим.
Вообще же, во всемирной "горе отбросов", каковую представляет собой порой Интернет, иногда случаются и интересные находки: новости из мира искусства, к примеру. Или просто "Мир искусства" - объединение художников, существовавшее в России с 1890-х годов до 1927 года (многие художники в ту пору жили уже за границей).
В это объединение входили такие "мастодонты", как Александр Бенуа, Лев Бакст, Борис Кустодиев, Константин Сомов и другие. Некоторое время издавался и одноимённый журнал, на деньги благотворителей.
Это время было эпохой перемен, поэтому естественным для членов художественного общества было экспериментировать. Поздний классицизм, а также академизм пребывали в глубоком застое, а на повестку дня гордо выходил модерн.
Бенуа и Сомов не стали заканчивать Академию в Петербурге, а Бакст был там вольнослушателем. Мария Якунчикова также оставила Академию, и работала самостоятельно.
Многие художники активно и плодотворно сотрудничали с театром. Поэтому от многих работ веет декоративностью, театральностью, некой "картонностью" персонажей.
Помимо театральных декораций, в творчестве мастеров объединения преобладали иллюстрации для книг, плакаты, гравюра. Монументальной живописи было мало. Но зато там был Врубель.
Майоликовое панно на этот сюжет украшает и доныне гостиницу "Метрополь" в Москве. Всего же на гостинице расположены 25 панно разных авторов.
История создания "Принцессы Грёзы" достаточно известна. Савва Мамонтов, официально курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Михаилу Врубелю.
Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем Вторым и министерством финансов - для оплаты работ автора.
А потом эти панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, и это было ещё до того, как Врубель успел их закончить. Императорская Академия художеств послала в Нижний Новгород важную комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым и та сочла панно Врубеля не художественными, и запретила их к показу (хотя они и не принадлежали к экспонатам художественной выставки).
Мне это напоминает некоторых современных деятелей от искусства: "А-а! Без диплома! Не член Союза? Фантазируете? Да вы, сударь, преступник! Покиньте выставку!"
В результате Михаилу Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а также Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику.
До глубины души возмущённый Савва Мамонтов сделал в ответ деятельности комиссии "ход конем". Он заплатил из личных средств 5000 рублей (!) Врубелю, а также поручил ему закончить обе работы, предоставив свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. А также он на собственные средства построил рядом с основным входом в выставочный павильон ещё один павильон и выставил в нём оба панно на обозрение публике.
Слава меценатам, господа! Ура русскому Медичи - Савве Мамонтову!
Моё личное отношение к модерну сложное, многоплановое, но, как бы там ни было, это было время, КОГДА СОЗДАВАЛИСЬ ШЕДЕВРЫ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОЦЕНИВАЙТЕ!