Найти тему

Объединение "Мир искусства"

Один читатель насмешил меня недавно, предположив, что меня "посетил Альцгеймер". Я же с подобным успехом могу заподозрить его в том, что его "посетил Хундертвассер". Так и поговорим.

Вообще же, во всемирной "горе отбросов", каковую представляет собой порой Интернет, иногда случаются и интересные находки: новости из мира искусства, к примеру. Или просто "Мир искусства" - объединение художников, существовавшее в России с 1890-х годов до 1927 года (многие художники в ту пору жили уже за границей).

В это объединение входили такие "мастодонты", как Александр Бенуа, Лев Бакст, Борис Кустодиев, Константин Сомов и другие. Некоторое время издавался и одноимённый журнал, на деньги благотворителей.

Это время было эпохой перемен, поэтому естественным для членов художественного общества было экспериментировать. Поздний классицизм, а также академизм пребывали в глубоком застое, а на повестку дня гордо выходил модерн.

М. Якунчикова. "Страх". Цветной офорт. 1893-1895
М. Якунчикова. "Страх". Цветной офорт. 1893-1895

Бенуа и Сомов не стали заканчивать Академию в Петербурге, а Бакст был там вольнослушателем. Мария Якунчикова также оставила Академию, и работала самостоятельно.

Многие художники активно и плодотворно сотрудничали с театром. Поэтому от многих работ веет декоративностью, театральностью, некой "картонностью" персонажей.

А. Бенуа. "Прогулка короля". 1906. Бумага, акварель
А. Бенуа. "Прогулка короля". 1906. Бумага, акварель
А. Бенуа. Из серии "Последние прогулки  Людовика Четырнадцатого". Начало 20-го века. Бумага, акварель
А. Бенуа. Из серии "Последние прогулки Людовика Четырнадцатого". Начало 20-го века. Бумага, акварель

Помимо театральных декораций, в творчестве мастеров объединения преобладали иллюстрации для книг, плакаты, гравюра. Монументальной живописи было мало. Но зато там был Врубель.

Михаил Врубель. "Принцесса Грёза". 1896
Михаил Врубель. "Принцесса Грёза". 1896

Майоликовое панно на этот сюжет украшает и доныне гостиницу "Метрополь" в Москве. Всего же на гостинице расположены 25 панно разных авторов.

История создания "Принцессы Грёзы" достаточно известна. Савва Мамонтов, официально курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Михаилу Врубелю.

Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем Вторым и министерством финансов - для оплаты работ автора.

А потом эти панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, и это было ещё до того, как Врубель успел их закончить. Императорская Академия художеств послала в Нижний Новгород важную комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым и та сочла панно Врубеля не художественными, и запретила их к показу (хотя они и не принадлежали к экспонатам художественной выставки).

Панно на "Метрополе", майолика
Панно на "Метрополе", майолика

Мне это напоминает некоторых современных деятелей от искусства: "А-а! Без диплома! Не член Союза? Фантазируете? Да вы, сударь, преступник! Покиньте выставку!"

В результате Михаилу Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а также Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику.

До глубины души возмущённый Савва Мамонтов сделал в ответ деятельности комиссии "ход конем". Он заплатил из личных средств 5000 рублей (!) Врубелю, а также поручил ему закончить обе работы, предоставив свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. А также он на собственные средства построил рядом с основным входом в выставочный павильон ещё один павильон и выставил в нём оба панно на обозрение публике.

Слава меценатам, господа! Ура русскому Медичи - Савве Мамонтову!

Моё личное отношение к модерну сложное, многоплановое, но, как бы там ни было, это было время, КОГДА СОЗДАВАЛИСЬ ШЕДЕВРЫ.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОЦЕНИВАЙТЕ!