Найти в Дзене
Камилла Нигматуллина

Почему мы ставим пятерки троечникам

Все мои коллеги-преподаватели уже даже не жалуются на низкий уровень знаний, слабое владение русским языком и неудовлетворительные коммуникативные навыки современных студентов. Иногда можем вяло посмеяться над очередным ляпом, но в целом уже давно не смешно. Те работы, которые еще десять лет назад мы оценивали не выше 2-3 баллов по пятибалльной шкале, сегодня мы вынуждены оценивать как отличные.

хорошо, что дистанционка избавила от чтения рукописных ответов
хорошо, что дистанционка избавила от чтения рукописных ответов

Любая оценка формируется относительно дисперсии в конкретном наборе студентов – от самого слабого к выдающемуся. Последних всегда было мало, а сейчас и тем более, но общий уровень когнитивно-коммуникативного развития действительно снизился, поэтому нынешние лучшие – это бывшие троечники.

И здесь преподаватели оказываются заложниками ситуации. Ставить всем поголовно «удовлетворительно», а тем более «неудовлетворительно» себе дороже по двум причинам – кого-то учить все равно надо и студенты в совершенстве владеют навыком жалоб. Вот и получается, что коллеги сжимают зубы и ставят «отлично», если все более-менее сносно, и «хорошо», если это почти никуда не годится.

Оценки обесценились, а их выставление превратилось в ненужную проблему. Возможно, нам поможет перевод системы оценок в ECTS и 100%-ную шкалу, а также оценка сформированности компетенций, где шкала может состоять всего из трех параметров – сформирована полностью, сформирована частично, не сформирована. Это напоминает мне начальную школу, где вместо оценок нам ставили смайлики – от улыбающегося до плачущего. Возможно, сегодня я бы к ним добавила эмодзи какашки.

На профессиональном рынке, и мы все это понимаем – и студенты, и преподаватели, оценки не нужны. Красноречивее всего о сформированных компетенциях говорит портфолио – с выполненными проектами, пройденными стажировками, наградами и признаниями в профессиональном сообществе. Тем не менее, необходимость оценивания знаний для продолжения обучения никуда не уходит, как и традиции получать хорошие оценки, а не плохие. Хотя бы ради повышенной стипендии, проходного балла в магистратуру и ЧСВ.

В поиске причины зла (слабых знаний у студентов, начиная с невозможности заполнить профиль в личном кабинете поступающего и одинаковых вопросах каждый год при обилии информации на электронных ресурсах) вузы кивают на школы, школы на семьи, семьи на нехватку времени и денег. До поры до времени это будет прокатывать, как и ежегодные глумливые публикации о знаниях абитуриентов, но хотелось бы уже как-то решить вопрос системно – поправить что-то в консерватории.

Подписывайся на канал, чтобы ломать голову над философскими вопросами