Найти тему
Простые книги

"Венера в мехах" Леопольд фон Захер-Мазох

Безуспешно Человек Из века в век Ищет любовь. Воспевает её в стихах, Видит в снах, И ждёт вновь и вновь.

В этой книге вы не найдете подробных описаний интимных сцен. Это исповедь мужчины, создавшего свою богиню и покорившегося ее воле.

Дни на курорте в Карпатах для Северина кажутся веками. Он хочет написать картину, но останавливается на натянутом холсте, хочет оставить после себя сочинение, но его мысли обрываются на первой строке. Он дилетант во всем. В искусстве, в жизни, в любви.

Он живет в доме старушки, у которой есть старый хромой пес. Кроме них здесь обитает единственный человек: вдова примерно 24 лет. Молодая и красивая. Но Северину она не интересна, его любовь – богиня из камня – Венера.

-2

Ее восхитительная статуя расположена на лужайке неподалеку от дома. Он приходит к ней каждую ночь, отдает ей свои чувства, получая молчаливую, вечно спокойную каменную улыбку взамен.

И покарал его Господь и отдал его в руки женщины

Одним знойным утром он встречает Ее. Венеру во плоти. Обворожительную женщину с демоническими рыжими волосами, с зелеными молниями в глазах, шаловливостью в полных губах, с нежно-прозрачной мраморной кожей. Ванду фон Дунаева, вдову. Она пугает его ночами, облачившись в меха и поджидая в сумерках аллеи.

-3

Ее идеал любви – радость без страдания, когда «за взглядом следует желание, за желанием следует наслаждение». Она молода, хороша и богата, живет для удовольствия, для наслаждения.

Я могла бы принадлежать одному мужчине всю жизнь, но это должен быть настоящий мужчина, который импонировал бы мне, который подчинил бы меня силой своей личности.

Ванда предоставляет Северину возможность целый год жить с ней как с законной супругой, а потом, возможно, согласится и на настоящий брак. Но фетиш мужчины – роскошные меха и нестерпимое желание страдать. Он предлагает девушке стать для него Венерой, а ему отвести роль раба. Ванда, зная свою склонность к тирании, отказывается. Только Северин не преклонен.

– Да, меня охватывает ужас, когда я представляю себе, что женщина, которую я люблю, которая отвечала мне взаимной любовью, может без всякой жалости ко мне отдаться другому. Но ведь мне не остается выбора! Что ж, если я эту женщину люблю, безумно люблю! Гордо отвернуться от нее – и в горделивом сознании своей силы погибнуть, пустить себе пулю в лоб?

Скрытые фантазии женщины вырываются, купленным хлыстом она воплощает в реальность мечты добровольного раба.

Я думаю, – сказала она, – что для того, чтобы навеки привязать к себе мужчину, надо прежде всего не быть ему верной. Какую честную женщину боготворили когда либо так, как боготворят гетеру?

В их насыщенную жизнь врывается князь, далекий и недоступный. Ванда чувствует в нем родственную душу и посылает раба-Северина разузнать все о мужчине. Он ощущает себя ненужным, преданным, но исполняет волю повелительницы, ведь она может его отвергнуть.

В этом-то и заключается трагикомизм моего положения, что я, как медведь под властью укротительницы, могу бежать – и не хочу… и все готов вынести, как только она пригрозит мне отпустить меня на волю.

Ванду привлекает духовная сила сероглазого князя, его непреклонный характер, уверенность, непоколебимость. Развязка повести ожидаема. Облаченный в меха князь на глазах Ванды избивает плетью Северина, а тот находит в этом удовольствие, в этом заключается его персональный ад.

Кадр из фильма "Венера в мехах", 1994 г.
Кадр из фильма "Венера в мехах", 1994 г.

Спустя три года Ванда отправляет мужчине письмо, в котором пишет о своей безумной любви к нему, которую он сам же и погубил фантастической рабской преданностью.

Эта повесть о том, как мы создаем свою Галатею, своего Пигмалиона. Мимолетная игра перетекает в образ жизни, входит в привычку, постепенно перерастает в фетиш.

Книга местами однообразна, местами скучна. Все сцены приличны, выдержаны. Отсылки к античным образам создают атмосферу архаичной пошлости с намеком на грехопадение.

Леопольд фон Захер-Мазох отразил в «Венере» свои фантазии, запретные наклонности. Отчасти это автобиографический очерк, считающийся лучшим произведением автора и первая в истории повесть о нетрадиционном фанатизме. Впервые опубликована в журнале в 1896 году.

Читая «Венеру», вспоминается творчество Михаэля Драу:

Я создал тебя Лишь для себя.
Над красотой не властен
Тот, кто под гнётом страсти.
Всё, что ты создаёшь,
Утратишь и не вернёшь.
О, Галатея! Как ты жестока
Мне в наказанье, любимцу порока!
Я застываю, но в сердце пламя.
Мне не ответит дева из камня.
By Otto Dix