То что колдуны постоянно имели и имеют в ближайших советниках и помощниках бесов - факт с которые согласны все - и сами колдуны, и попы, и этнографы, и историки. Спорным остается лишь характер взаимоотношений между ними. Всегда ли они были чисто деловыми - колдун кормит, бес работает. Или же колдун поклонялся бесу и Дьяволу. Особенно много споров вышло о веретничестве, своеобразной "черной религии" российских колдунов. Считать его подделкой - это уже как признак хорошего тона. Но увы - веретничество (или еретничество) существовало на самом деле. Еще в 40-50х годах прошлого века его исследовал кандидат филогических наук Г. У. Яхонтов из Петербурга. Его работы были закрытыми долгое время, так как бесопоклонничество как религия совершенно не вписывалось в советскую идеологию. Колдун, шаман, знахарь в СССР мог выступать только в двух ролях - либо пытливый естествоиспытатель, знаток трав и прочего, не понятый современниками и по их тупому невежеству записанный в чародеи. Либо нахальный жулик и актеришка, дерзко обманывавший доверчивых и неграмотных соседей. Но по любому это был пережиток прошлого, с которым следовало бороться. Чем же тут мешало бесопоклонничество, спросите вы?
Да очень просто. Если колдун - всего лишь жалкий фигляр и разводила, то как мог он сам, обманщик и фокусник, верить в каких-то бесов и поклняться им? Зачем ему устраивать спектакли для самого себя? Но это еще полбеды, ведь по большому счету не самое страшное, если колдун и верит в силу чертей. Гораздо страшнее другое - ведь все понимали, что никакой актерский спектакль на продержался бы долго, не следуй за ним нечто реальное - порча, приворот, пожар, сжигающий всю деревню или падеж скота у соседей , посмевших обидеть колдуна. Эта закономерность, очевидность в проявлении силы, особенно если бы стало известно, что за спиной колдующего стоит рогатый господин, смела бы советскую идеологию буквально ко всем чертям. Слишком много было бы предъявлено фактов, которые не спишешь на случайности. И эти факты указали бы прямо на Иной Мир. Поэтому о группах бесопоклонников было приказано забыть. Исследования Яхонтова были похоронены на архивных полках, а ведь он нашел столько всего интересного! Прежде всего, он обнаружил, что бесопоклонничество было различным в разных областях СССР. Не было единой системы, единой школы. В каждой области - свои обычаи и свои названия. Их объединяло лишь одно - молитвенное и заговорное поклонение и самому Дьяволу и большой части злых духов, его помощников. Так например, в Псковской области обряды действительно совершались с помощью веретена. В которое специальным образом поселяли черта. В остальных областях, кроме Алтайского края Г. У. Яхонтов не нашел активного применения веретена в обрядах. Хотя само название "веретничество" по легенде происходило от слова "веретено". Дополнительные исследования показали, что в Алтайский край обряды с веретеном прибыли из Псковской области. И это вызвало определенное недоумение - ведь по идее именно такие обряды должны были составлять большинство. Однако же нет. В Саратовской, Самарской и Ростовской областях были распространены обряды, в которых колдун постоянно подчеркивал свою приверженность нечистой силе, и старался надругаться над христианскими святынями. В Ростовской области ему удалось зафиксировать упоминание особых человеческих жертвоприношений колдунами в кануны больших христианских праздников. В Сартовской мастера делали "адовы иконы" которые хранились с колдовских семьях. А вот воронежских колдунов называли "окоянниками" так как адовых икон не писали и обычных икон не крушили. Обычно они просто "окоянничали" то есть всячески изгалялись над обычной иконой, а затем брали ее в работу. "Окоянники" были людьми суровыми. Они никогда не ели за одним столом с чужими людьми, не привечали гостей. Мало того, они даже не хоронили своих умерших на кладбище, а либо за его оградой или же в тайном месте. Иногда это тайное место оказывалось прямо в погребе. В Сибири бывали колдуны "дырники" они не признавали икон, а делали в избе на западной стороне дырку, и в нее молились. В остальных областях бывали разные сочетания поверий и обрядов. Черный культ был не самым распространенным в народе, так как хранился в глубокой тайне. Но то, что он существовал в реальности, это несомненно. Что же касается тех обрядов, что выложены в сеть, то это разумеется когда подделка, а когда и переделка. Но есть и небольшое количество подлинных. Об этом мы поговорим в другой раз.