Дети любят музыку по простой причине:
в музыке нет «правильной грамматики звуков». И музыку можно долго и много слушать не затрагивая силы на обучение.
Это серьёзно касается детей с нарушениями речи. В речи немалое количество грамматических законов и тонких нюансов, требующих глубокого обучения и самообучения. Тогда как в музыке требуется только слушать.
Те дети, кто мало говорят или не говорят вовсе, часто тратят большой процент времени на слушание музыки. А слушание речи избегают.
Мне приходилось изучать биографии разных музыкантов в силу интереса отдельных исполнителей. В жизни ни все из них были столь многословными, как на сцене или в звукозаписывающей студии. Такие певцы преображались на сцене и экспрессивно пели, но говорили во время интервью немного и скудно. Отсюда известный парадокс многих музыкантов, которые мало давали интервью, но пели очень часто. Таким был, например Цой.
Но те, кто ни только поёт но ещё и играет на музыкальных инструментах способен чаще и дольше вступать в речевое общение. Это обусловлено тем, что таким исполнителям приходится больше учится, что отражается на их частоте речи и научении отвечать на вопросы так, что их фразы становились легендарными.
Например, немало детей с РАС испытывают интерес к музыке, но, когда речь заходит о том, чтобы учиться играть на каком-нибудь инструменте, может произойти и вовсе отказ от даже прослушивания любимых мелодий на некоторый период времени.
Но. Есть всё же и радостные новости:
когда начинаешь участвовать в совместном прослушивании любимых песен и издавать похожие тональности, ребёнок меньше избегает взаимодействия и чаще обращает свой взгляд на говорящего. В этом есть потенциал и ресурс для того, чтобы учащать произношения и запускать речь.
Вывод у меня личный:
нередко для людей с дефицитами коммуникации и речи сама обращённая речь говорящего вызывает тревогу. Им намного проще и легче воспринимать мелодию, так как не нужно постоянно анализировать контекст, так как в музыке повторяющиеся паттерны и предсказуемое звучание. Нет нужды тратить силы на этот анализ, а значит сам процесс слушания музыки для них является способом избегания слушания коммуникативной речи.
По причине того, что речь упорядочена и имеет свои контекстуальные последствия коррелирующие с отдельным фразовым конструктом, для ребёнка с дефицитами в развитии она является неприятным стимулом. Такая постоянная изменчивость и одновременно строгая закономерность вводит ребёнка в диссонанс.
Другое дело музыка, которую можно слушать долгие минуты; она не имеет контекстуальной привязки и строго повторяемая, одинаково воспроизводима. Слушать музыку не равно учится. Тогда, как говорить и петь, тем более играть на музыкальных инструментах - это и есть обучение.
Отсюда и парадоксы: музыку слушать любит, а петь избегает, тем более говорить. Поэтому рецепт в постепенном переносе от слушания к пению. От пения к говорению. От говорения к игре на музыкальных инструментах. Вроде ничего сложного, но невероятно трудно.
Спасибо за статью, которой я вдохновлялся, Ивану Чистякову и Тимуру Курицыну https://m.vk.com/@apsychology-scamusic