Епископ Патрик, посланник Папы Римского, высадился в Ирландии примерно в 433 году и двинулся на север. Он выбрал Ольстер, потому что хорошо знал эту страну еще с тех лет, которые провел здесь в качестве раба, присматривая за овцами (подробнее о его юности в статье "Откуда взялся Святой Патрик?"). Кроме того, по отчетам агентов Папы именно короли Ольстера были готовы принять христианские идеи, поскольку боролись с влиянием друидов.
По пути Патрик встретился с уже обращенным в христианство ирландским вождем по имени Дичу, который подарил проповеднику амбар, тут же переделанный под первую церковь. Миссия началась!
Хотя христианские миссионеры бывали в Ирландии и раньше, ирландцы не спешили принимать новую миролюбивую веру. Народ, привыкший к войне и набегам на соседей, предпочитал старых богов – Племена Дану. Что уж говорить, если у ирландцев только за войну «отвечали» сразу пять богинь: Морриган («Великая Королева»), Бадб («Ворона»), Немайн («Неистовая»), Фи («Ядовитая») и Маха («Битва»)! Патрику предстояла огромная работа.
И все же у него были преимущества, которые он мог использовать:
- небольшая община новообращенных христиан уже существовала в Ирландии, т.е. Патрик был не совсем одинок в своей миссии;
- благодаря шести годам, проведенным в рабстве, Патрик научился хорошо говорить на гэльском. В отличие от завершившейся громким провалом миссии Палладия, Патрик мог общаться с ирландцами на понятном им языке;
- Патрик не привык в роскоши. Он избегал всех внешних признаков богатства, предпочитая ходить в грубой шерстяной рубахе и спать на камнях. Личный пример проповедника должен был расположить к нему простонародье;
- Патрик не преследовал корыстных целей и не стремился к власти. Это смирение должно было привлечь на его сторону знать, и прежде всего королей, чью власть ограничивали служители старых богов (друиды, филиды и олламы).
Завоевание пяти королевств
Ирландия в те времена выглядела довольно беспорядочно. Это была хаотичная смесь маленьких королевств, племен, религиозных школ и множества необитаемых мест между ними. На верхнем уровне Ирландия условно делилась на пять королевств (или провинций), известных как пятины Ирландии: Ольстер, Мит, Лейнстер, Мюнстер и Коннахт. Однако границы между ними не всегда были стабильными. Правитель одного из этих королевств носил формальный титул Верховного короля Ирландии (Ард Ри).
На следующем уровне находились туаты, или племена, управляемые королями помельче (Ри) – в разные века их было от 100 до 200. Между туатами и пятью королевствами существовало множество локальных соглашений, фиксирующих обязанности каждого правителя. На первый взгляд, это выглядит достаточно упорядоченно, но на самом деле хаоса было достаточно: туаты могли заключать союзные соглашения между собой, переходить в другую пятину, более сильный король мог подчинить себе соседние туаты, а со временем и вовсе бросить вызов королю пятины. В этом водовороте королей и должно было найтись место христианству.
Патрик знал эту хаотическую систему изнутри. Он начал сверху – и преуспел. Как только короли пятин приказали своему народу избавиться от друидов и принять нового Бога, народ последовал за ними.
Идея трилистника
Патрику пришлось объяснять ирландцам догмат Святой Троицы – идею Бога, единого в трех лицах. По легенде он поднял с земли клевер-трилистник и использовал его листья, чтобы объяснить ирландцам тайну Святой Троицы. Он показал, что в одном стебле растения, соединенном вместе, есть три листа, по одному для Отца, Сына и Святого Духа. Сработала ли эта презентация для ирландцев – неясно. Одно можно сказать наверняка: это растение сегодня считается знаком святого покровителя Ирландии, и ирландцы его до сих пор носят его по всему миру (о символике клевера - в этой статье).
Чудеса
Самое известное чудо, приписываемое Святому Патрику – изгнание змей из Ирландии. Некоторые убеждены, что так и случилось на самом деле. Другие считают, что эта история метафорична: под видом змей представлены языческие верования, которые Патрик изгнал из Ирландии. Если это так, то история о змеях просто символизировала победу христианской миссии Патрика. Ну а третьи (ученые), не вдаваясь в метафорические рассуждения, просто пишут, что Ирландия была отделена от остальной континентальной Европы в конце последнего ледникового периода, а раз змеи не умеют плавать, то никаких змей в Ирландии и не существовало :)
Наследие Патрика
Как бы там ни было, достижения Патрика выглядят действительно впечатляюще:
- он основал множество церквей по всей стране, особенно в Коннахте и Ольстере;
- за 60 лет проповеднической деятельности Патрик рукоположил 350 епископов. Эти люди стали будущим христианской Церкви в Ирландии и гарантией, что работа Патрика будет продолжаться и после его смерти.
- благодаря Патрику Ирландия стала ближе к Европе, чем когда-либо прежде. Она больше не считалась далеким языческим краем – напротив, теперь миссионеры выходили из самой Ирландии, а ирландская литература стала одной из древнейших в Европе.
Если понравилось, ставим "палец вверх" 👍 и подписываемся - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове :)