Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.55): «ЛЮБИТЕ БРАТЬЕВ»

(Евр. 13:1-3)

«Евреям» — единственное послание в Новом Завете, сочетающее в себе черты трактата, проповеди и письма. Его последние строки содержат отличительные черты письма первого столетия, но при этом вся последняя глава также представляет собой строго выстроенное заключение. Последние наставления автора полностью совместимы с остальным посланием. Дискуссионная часть трактата осталась позади.

Завершая свою речь, автор призывает общину в целом и каждого её члена в отдельности к тому, чтобы они оказывали гостеприимство, служили в тюрьмах, учили, управляли, занимались благотворительностью, повиновались наставникам и молились. Он в последний раз просит их «выйти… за стан» иудаизма и даже просит адресатов принять его «слово увещания» (13:22). Не может быть ничего более значительного для современных христиан, чем глава 13. Автор настаивает на том, что служение Богу требует жертвы и помощи другим. Те братья уже продемонстрировали такую заботу (6:10).

ПОСТОЯННАЯ ЛЮБОВЬ

«Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Помните узников, как если бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле».

«Братолюбие» («любовь к братьям»; ст. 1) — перевод известного слова филаделфиа, естественная любовь, которую обычно питают друг к другу братья и сёстры. Павел (Рим. 12:10; 1 Фес. 4:9) и Пётр (1 Пет. 2:17; 2 Пет. 1:5–8) часто подчёркивали необходимость в такой любви.

Иисус сделал Своих людей истинными братьями и сёстрами, показав им пример Своей любви к ним, что и послужило причиной появления у них любви друг ко другу (Ин. 13:34, 35). Он сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Эти евреи, которые теперь были братьями во Христе, имели любовь друг к другу, но они должны были работать над тем, чтобы сохранить её.

Будучи иудеями, они обладали определённым родовым духом, хотя в Иерусалиме усиливались споры между различными сектами. Разногласия в 70 г. привели к ужасным последствиям. Истинной причиной отказа сдаться римской армии были резкие противоречия среди иудеев в Иерусалиме. Результатом были страшные страдания. Отсутствие братской любви, возможно, росло и в среде иудеев, которые стали христианами.

Но Иисус всё равно не стыдился называть их «братьями»,так как эти святые были одно целое с Отцом (Евр. 2:11). Иисус Христос основал великое братство, которое должны любить все его члены (1 Пет. 2:17). Конечно, для этого требуется понимание того, что такое братство. Как только ему будет дано определение, мы должны будем прилежно стараться любить тех, кто в него входит. Среди этих христиан братство определялось готовностью покинуть храм и святой город с его религией, чтобы стать частью верного союза учеников Христа.

Если главными адресатами Послания к евреям были обращённые священники, то благодаря своему статусу учителей закона они, должно быть, испытывали чувство превосходства по отношению к своим братьям; если они хотели иметь истинное братолюбие, то им необходимо было преодолеть такое отношение. В идеале нам следует любить всех, кого Иисус принимает как детей Божьих, — тех, кто стал таковыми по вере и через крещение в Христа (Гал. 3:26, 27).

Мы должны ревностно стремиться к тому, чтобы всё больше и больше любить всех наших братьев и сестёр, уделяя особое внимание тем, кто слаб в вере. Трудно любить того, кто вызывает расколы; но и по отношению к таковому должна быть проявлена любовь, причём так, чтобы пресечь его желание вносить распри, но при этом пригласить его вновь в любящее общение (1 Фес. 5:14, 15; см. 2 Фес. 3:6).

ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Братская любовь должна быть достаточно сильной, чтобы подвигнуть нас даже умереть друг за друга (1 Ин. 3:16, 17). Как хорошо и приятно, когда братья пребывают в согласии и единстве (Пс. 132:1). Давайте искать возможности помогать слабым в нашем братстве (Рим. 15:1, 2; Гал. 6:10).

Должно быть, существовала серьёзная опасность исчезновения братской любви, иначе такая заповедь не была бы дана. Любовь между иудеями, похоже, была почти уничтожена разделениями и спорами различных партий в Иерусалиме во время осады 70 г.

Если это письмо должно было быть зачитано некоей особой группе христиан Иудеи, значит не за горами был тот день, когда они разделятся. Кто-то побежит из своих домов, когда, казалось, не было непосредственной опасности, ибо они поверили Иисусу, когда Он сказал, что они должны бежать (Мф . 24:15–22; Мк. 13:14–20; Лк. 21:20–24). Это, несомненно, стало испытанием для братства и, возможно, помешало братской любви.

ГОСТЕПРИИМНАЯ ЛЮБОВЬ

Христиане должны быть сострадательными. В письме упоминается два признака сострадания: братолюбие (ст. 1) и гостеприимство (ст. 2).

Одно из практических проявлений братолюбия — это оказание гостеприимства незнакомцам. На Ближнем Востоке гостеприимство было особым знаком дружбы. Такая практика особенно необходима была во времена гонений, но обязанность держать открытым свой дом для других могла быть для кого-то неприятной. Пётр предостерегал от такой тенденции и призывал братьев оказывать гостеприимство «без ропота» (1 Пет. 4:9). «Готовность, с какой первые христиане это делали, вызывала удивление, если не презрение, у наблюдателей нехристиан» (Гатри). Гостеприимство было необходимым качеством, чтобы стать «избираемой вдовой» (1 Тим. 5:9. 10). Эти женщины, очевидно, получали материальную поддержку на проведение благотворительной работы, в которой они показали себя достойными. Павел в Рим. 12:13 всем заповедал быть гостеприимными.

Автор упоминает о том, что некоторые, не зная сами, оказали гостеприимство ангелам. Имел ли он в виду Авраама и Лота в Быт. 18 и 19? В какой момент Авраам осознал, что оказал гостеприимство Господу и ангелам, неясно, но, несомненно, он мог вспоминать тот случай, когда он оказал гостеприимство этим необычным посетителям, как одно из самых ярких событий в своей жизни (см. также Суд. 6:11–24; 13:2–21). Около 95 г. Климент Римский написал: «За веру и гостеприимство был дан ему [Аврааму] в старости сын… За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома…» (Климент Римский. Первое послание к коринфянам 10.7; 11.1). Это правило обращения с незнакомцами с любовью и добротой предписывалось законом (Лев. 19:34). Это была «любовь к незнакомцам» (филоксениа).

Ещё одна причина, почему гостеприимство было так необходимо в первом веке, заключалась в том, что постоялые дворы в то время были очень дорогими; кроме того, они были известными прибежищами порока. Подвергшиеся преследованиям и изгнанные из своих домов очень нуждались в христианском гостеприимстве. Поэтому было жизненно важно осуществлять эту практику по отношению к членам церкви. Существование сегодня гостиниц и ресторанов не освобождает нас от этой обязанности. Гостеприимство — это христианская обязанность, которая стоит в списке качеств, которыми должен обладать мужчина, желающий стать старейшиной (1 Тим. 3:2). Жена старейшины может быть наилучшей помощницей ему в приобретении этого качества.

Евреи уже продемонстрировали заботу о заключённых христианах благодаря своей вере (10:32–34). Они должны были не только «помнить» этих страждущих братьев, но поступать так, как если бы и они были узниками вместе с ними (ст. 3; см. Рим. 16:7).

Мы все составляем одно тело и одно братство, которое есть церковь (1 Кор. 12:25; Еф. 1:22, 23). Наставление этим читателям представить себя на месте товарищей в узах производило больший эффект, чем просто заповедь оказывать помощь. Как, наверное, трудно было это сделать! Большинство из нас просто не может представить себя в заключении. Поэтому периодические посещения тюрем, может быть в рамках действующего тюремного служения, помогут нам понять, что это такое — потерять свободу. «Помнить узников» означает намного больше, чем просто «думать о них». Это значит постоянно оказывать им помощь.

Дух заботы и совместного пользования имуществом отчётливо прослеживается в ранней истории церкви (Деян. 2:44–47). Такое положение сохранялось на протяжении всего новозаветного периода (Деян. 12:5, 12; 15:22, 25). Возможно, Павел имел в виду заботу о заключённых, когда писал 1 Кор. 12:26. Находясь в римской темнице, апостол писал: «один Лука со мной» (2 Тим. 4:10). Высокую оценку он дал Онисифору: «Он многократно подкреплял меня и не стыдился уз моих» (2 Тим. 1:16). Мы исполним наставление заботиться о заключённых, если будем практиковать «золотое правило» (Мф. 7:12).

ЛЮБОВЬ К НАШИМ БРАТЬЯМ И СЁСТРАМ НА ПРАКТИКЕ

«Кто мой брат?» не является безнравственным, незаконным или неуместным вопросом. Иисус ответил на вопрос интересующегося законника: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29–37), но Он сделал больше. Он дал человеку ответ на вопрос, который тому следовало бы задать: «Кому я должен быть братом?» Ответ был следующим: «Всему человечеству, даже тем, кого ты презираешь больше всего, например самарянам». Братская любовь выходит за рамки добрососедских отношений; это особая любовь, которую человек должен питать ко всем своим верным братьям во Христе.

Если мы любим по-настоящему, мы будем считать всех братьев и сестёр верными Господу до тех пор, пока не будет доказано обратное. Прежде чем перестать считать кого-то верным братом, мы должны очень хорошо подумать. Нам следует спросить: «А может, это слабый брат?» Если так, то мы должны обойтись с ним очень осторожно, чтобы не обидеть и не стать для него камнем преткновения, внеся свою лепту в его отпадение от веры (1 Кор. 8:12, 13).