Шоу Трумана это тот фильм, который заставляет задуматься, реально ли всё что со мной происходит? Не является ли вся моя жизнь спектаклем срежиссированным кем-то из вне? Ведь всё что происходит с главным героем происходит с нами каждый день. Герой фильма ходит на работу, обмениваются любезностями с соседями и мечтает о путешествиях. Он самый обычный парень без каких-либо выдающихся талантов. Труман простой человек, заурядный, скучный, повседневный, тем не менее он является центром огромного телешоу и миллионы зрителей по всему миру следят за его жизнью.
А если это может произойти с ним, может быть это происходит прямо сейчас с тобой? И к тебе приковано внимание миллионов зрителей? Конечно же такое невозможно, но это еще не значит что мы с вами не являемся частью огромного спектакля. Трудно определить к какому жанру отнести фильм Шоу Трумана. КиноПоиск утверждает, что это драма, комедия, фантастика, однако я никогда не был с этим согласен на мой взгляд это очень похоже на антиутопию, в центре внимания маленький человек. Всем заправляет большой босс возомнивший себя богом, имя которого Кристоф, что является некой вариацией «Christ» т.е Христос.
Здесь есть тысячи статистов, которые выполняют роль полицейских и нет ничего реального, лишь подделка и вездесущая реклама, пропагандирующая культ потребления. Куда бы ни пошел Труман его просто окружает реклама, тебе нужна чудаковатая кухонная утварь? газонокосилка на замену старой? только продолжай делать то что делал и покупать то что покупал. Даже предложенная чашечка какао в трудный для Трумана момент это коммерческий продакт-плейсмент.
Главный герой живёт в мягкой тюрьме. Прямо ему не говорят что он взаперти, но стоит ему сделать шаг в сторону и мгновенно возникают десятки людей старающихся ограничить его свободу и вернуть на положенное место, поэтому данный фильм я отношу к личной, частной антиутопии, чем к драме. Но почему это частная антиутопия? Как и в большинстве антиутопий мир Трумана отражает наше общество. Это шоу масштабная система с командой и сотнями актеров, но при всей силе Кристофа и его системы успех зависит не от него, успех зависит от Трумана, шоу может работать, только если Труман верит в него. Труман единственный человек ответственный за свои ограничения и главный фактор, ограничивающий нашу свободу скрыт в нас самих, этот фактор - зона комфорта. Обратим внимание на город в котором живёт Труман. Сихэвэн – маленький, приятный, светлый город где всё идёт по плану, милые люди, тихая гавань. Этот город отражает нашу зону комфорта. Нас с детства помещают в определенную среду, как бы ставят на рельсы, отправляют по предопределенному пути сад-школа-университет-работа, более престижная и оплачиваемая, чем та которую мы бы сами себе выбрали, ни шагу в сторону и вот мы видим тридцатилетнего героя. Каждое утро он ступает на ухоженную лужайку любезничает с соседями, идёт на удобную работу, у него ухоженная жена, с которой комфортно и спокойно, но на протяжении этого пути Трумана не покидает ощущение где-то в глубине души, что что-то идет не так. Так же как и мы он живет с чувством неудовлетворенности, неправильности происходящего. Он подавляет это чувство остается в привычном для него состоянии спокойствия, закрывая глаза на все подсказки, твердящие ему, что окружающий мир не такой каким кажется. Труману не интересно почему ему выписывают витамин Д, который крайне необходим людям не получающим дневной свет, ведь он живёт под огромным куполом, закрывающим его от солнца. Подсказок было предостаточно, но Труман видел только то что хотел. Принять эти подсказки означало пересмотреть всю свою жизнь, свое существование. Природа зоны комфорта такова, что мы считаем всё происходящее с нами неплохим вариантом, также, как и город Сихэвэн, буквально своим названием говорит, что это рай, об этом даже пишут в газетах. СМИ твердят что ты на своём месте, ни больше, ни меньше, чем в шоколаде. В то же время всё окружающие твердит Труману что за пределами Сихэвэна ну крайне некомфортно и стоит ему сделать шаг в сторону и глядишь чего нехорошего случиться, например молния попадёт. Одним из самых эффективных инструментов управления является страх. Страх это то, что удерживает Трумана в самый последний момент. Он постоянно стремился узнать что-то новое, пересечь черту, поэтому Труману привили фобию воды, надежно закрыв его под куполом Сихэвэна. Таким же образом и нас помещают под купол в мягкую тюрьму. Нам вбивают определенную идею с самого детства, преподнося это под соусом заботы. О тебе заботятся чтобы ты стал нормальным человеком, указывают как тебе выглядеть, с кем общаться, какого партнёра выбрать, на какие темы размышлять, с ранних лет попытка выбрать свой путь пресекается установками, вроде, ты будешь не принят обществом, тебя не буду ценить, ты будешь одинок. Страх действует быстро и эффективно, лучше играть по чужим правилам. Ты боишься выбрать хобби, боишься выбрать не тот ВУЗ, не ту работу, не ту жизнь, ты поддатлив, не можешь свернуть с рельс, не можешь покинуть Сихэвэн. Принимать такой жизненный путь в один момент становится непосильной ношей, страдание порождает сомнения, а сомнения, это то, что заставляет взглянуть за ширму. Человек просыпается и скрывать от него правду становится просто невозможно. Сомневаясь, он будет задавать себе множество вопросов и выходить из зоны комфорта чтобы на них ответить. Они будут толкать его к более интенсивным действиям. Отвечая на эти вопросы понимаешь, что сомневаться нужно не в будущем, а в настоящем. Что это за место, в котором я нахожусь? И моим ли выбором было тут остановиться? И еще в самом начале фильма актёры утверждают, что в этом шоу всё по-настоящему, здесь нет ничего фальшивого, это сама жизнь, но жизнь ли это? Наши знакомые убеждают нас, что нам не стоит бросать удобную работу.
Заведи поскорее ребёнка и плюнь на свои мечты, ведь они затратные. Нас ждут приключения Я думала мы заведем малыша. Это пройдёт почитаешь и перестанешь, а пока отправляйся в постель и даже когда вся эта бесконечная карусель обнажает себя, окружающие будут до последнего убеждать нас остаться в Сихэвэне, под замечательным стальным куполом. При помощи и страха и сомнений в один момент иллюзия безопасности в превращается в кошмар, непосильную ношу. Всё что нам показывают от начала и до конца фильма ведет к утверждению идеи о том что одна из самых важных вещей в жизни выйти из зоны комфорта. Наглядным примером этому служат две сцены сперва у Трумана подкашиваются ноги при виде затонувшей лодки, позже он плывет на яхте как бывалый моряк, плывет к неизвестному, закрытому, пугающему.
Выход из зоны комфорта первое что необходимо сделать человеку, чтобы увидеть и почувствовать что-то новое, начать следовать своим желаниям без этого каждый день будет напоминать предыдущий. У каждого из нас есть тайное желание и мечты, которые мы по ряду причин не осуществляем. Каждый раз думая об этом мы говорим себе: «завтра, а сегодня и так всё неплохо, у меня дома есть пицца, приставка и тёплые носки» Точно как в мире Трумана, властные отношения над нами укрепляются, потому что мы считаем их нормальными. Власть отраженная в Кристофе держит вещи на своих местах в равной степени с тем, как мы сами удерживаем себя, но Труман выбирает свой путь выбирать не быть покорным, послушным, удобным потому что шоу перестаёт работать тогда, когда ты перестаешь в него верить. Кристофф дважды говорит о том, что видел рождение Трумана своими глазами, но рождение Трумана происходит именно в конце фильма стоя перед маленькой темной дверью, за которой лежит неизвестность. Рождаться это стресс, страх, усилия. Своими силами герой фильма буквально перерождается выходит в новую жизнь которую будет строить сам, поэтому его зовут TrueMan, то есть настоящий человек. Человек становится настоящим только тогда, когда берет на себя ответственность за свою жизнь. Никто не может указать нам кто мы есть, только мы определяем это. Ведь крайне легко поддаться давлению и занять положенное место, гораздо труднее выбрать его самостоятельно.
Если вам понравилась моя статья поставьте "нравится" и подпишитесь, мне это очень поможет в продвижении и мотивирует делать еще что-то подобное, если нет, то напишите почему. Спасибо что дочитали.