Изначально поездка к морю в Уреки планировалась для Гошки. Чёрные магнетические пески очень полезны для людей с атонией, гипотонусом, мышечной и суставной слабостью, дезорганизацией нервной системы и биоэлектрической активности мозга. Тут дальше должно быть написано много научных обоснований и результатов исследований, но их не будет. Просто поверьте, что они есть. А я просто поделюсь фотографиями этого приятного чёрнопесочного лечения: нужно закапаться в горячий песок, лежать, слушать, как вокруг шумит море и внутри, под тяжёлым песком, бьётся сердце.
Но уже на следующее утро после нашего приезда в Уреки я поняла, что мы приехали сюда и для меня. Мне было нужно остановиться. Я люблю Тбилиси, но любить и жить вместе - это две разные формы отношений. Это как быть любовницей, скучать в разлуке, считать минуты до встречи и не уметь насытиться поцелуями и объятьями, и вдруг стать законной женой, войти в дом, готовить еду три раза в день, мыть полы, стирать простыни, слушать, утешать, поддерживать, принимать. Мне нужно было сделать шаг в сторону от ежедневных забот и первоочередных задач. Не думать про завтраки, стирку, уборку, деньги на жизнь, про школу, врачей, про детский досуг, про жару, про Никитины субботние игрушки... Сделать шаг в сторону от своих эмоций, сомнений, бесконечного прокручивания в голове одних и тех же мыслей, от до конца не сделанного выбора и до конца не принятого решения.
Остановиться. Просто дышать. Чувствовать, как горячее южное солнце нагревает плечи. Как чёрные бусинки песка царапают кожу. Как мягкая морская пена ласкает ноги. Как меняется погода: от висящего в воздухе дождя и пятибалльного шторма на море до ясного прозрачного неба и полного штиля.
А ещё мне, оказывается, нужно было увидеть, как после трёх шормовых дней, море вынесло на берег тонны веток и промышленного мусора. В воде плавали пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, крышки и пенопласт. К берегу прибило тряпки, строительную вату, подгузники. И я видела, как одни люди с самого утра ходили по берегу с пакетами - они собирали мусор, пока солнце не поднялось высоко и было не жарко. Я видела, как другие люди стелили на песок свои полотенца и ложились загорать, небрежно оттолкнув ногой мятую пластикую бутылку с тёмной жидкостью или кусок пожелтевшего пенопласта. Я видела, как люди присыпали песком окурки и бросали под шезлонг упаковки от печенья и чипсов: грязынй пляж от одного пакета грязнее уже не будет. Всё это не хорошо и не плохо, это просто так есть. Каждый человек находится на своём уровне осознанного отношения к миру. Каждый человек получает то качество жизни, которого достоин. И я брала в руки пакет и собирала по пляжу пластмассовые крышки и палочки от чупа-чупсов. Это не труд, не обязанность, не долг. Это даже не поступок, за который ожидается похвала или какая-то социальная оценка. Это радость. Это удовольствие - делать свой кусочек пляжа чище. Это квест - найти больше мусора и собери больше пакетов. Это тренировка - сто раз наклонись и двести ряз присядь. Это эффективное пребывание на солнце - повернись всеми сторонами, загори как в вертикальном солярии, прожарься как шашлык. Это игра. Игра, как всё в этой жизни.
После возвращения с моря я наконец-то смогла чётко сформулировать концепцию трёх проектов, которыми сейчас занимаюсь. Это будет курс "Точка опоры. Наслаждение быть собой" - пока вырисовывается 45 дней практических заданий. В курсе совсем нет теории, но есть ежедневные практики, которые надо выполнять. Стартуем его в сентябре, подробная информация и запись начнётся в августе. Второй проект вырос из цикла лекций в Маматайм. Ижевск - это курс "Интуитивное родительство". Пожалуй, мы с Дашей тоже стартуем его осенью, да? Третий проект, самоуверенный и амбициозный, реализую на платформе Яндекс.Дзена. Сейчас я переношу туда старые статьи из этого блога, но уже с августа начну писать автобиографические главы. Ничего замахнулась в 35-то лет? Но я один раз меняла имя, дважды - отчество, пять раз - фамилию, я несколько раз нарушала закон, в тринадцать лет сбежала с полицейским ночью смотреть на море, была свидетелем в суде, уехала в Новосибирск без денег (кстати, потом и в Эстонию тоже), чуть не уехала за любимым во Францию, была лучшим журналистом Поволжья, создавала приют для бездомных животных, пряталась от коллекторов и кредиторов, влюблялась в самых достойных мужчин, улетела одна с тремя детьми в Индию, ехала в переполненном индийском поезде, попадала в аварию с обкуренным в хлам индийским рикшей... поверьте, мне есть, что рассказать.
В Уреки я не думала обо всём этом. Наоборот. Я отпустила все мысли, и не цеплялась ни за одну из них. Они просто приходили и уходили как облака. А когда мы вернулись в Тбилиси и вышли из вагона поезда, я поняла, что эта поездка в Уреки была нужна и для Мити. Мой сын шёл по улице, закрывая от наслаждения глаза и подставляя лицо жаркому, вечернему, тбилисскому воздуху. Он улыбался, он жадно дышал, он всё время говорил мне: "Мама, мы вернулись!" "Мама, как же хорошо дома!", "Мама, я узнаю вон ту улицу, видишь?" "Мама, здесь всё такое родное!" И если Митин приезд в Тбилиси в марте был просто встречей с очередным новым городом, то этот его приезд в Тбилиси был возвращением домой. И я снова почувствовала: у нас хватит сил, мы со всем сравимся, нужно просто время, никакие изменения не происходят мгновенно.