Несколько сотен лет апачи и навахо воевали друг с другом. Даже когда США захватили Аризону, взаимные набеги не прекращались. Апачи жили на юге Аризоны, а навахо на севере - на плато Колорадо. Это плокогорье резко обрывается на юге образуя естественную границу между двумя враждующими племенами - Обрыв Моголльон.
Самый удобный путь для военных отрядов проходил через перевал Чавеса и потом вдоль восточной стороны извилистого каньона Диабло. Апачи молниеносно нападали на деревни навахо и быстро уходили за обрыв Моголльона.
К 1870-м годам у навахо появилось достаточно хороших лошадей, чтобы противопоставить набегам апачей новую тактику обороны. Когда становилось известно о присутствии налетчиков апачей, один отряд навахо пускался в погоню, а другой, что есть сил мчался к проходу через Обрыв Моголльона.
Апачи почти всегда пользовались проходом через перевал Чавеса, так что навахо удавалось не раз организовать засаду на пути отхода налетчиков. Однако, через какое-то время апачи стали бесследно исчезать после налета, и все попытки их перехватить оканчивались безрезультатно.
Секрет раскрыт
В 1878 году навахо сумели раскрыть секрет неуловимых апачей. В июне этого года 20 апачей внезапно напали на поселок мирных навахо в пустыне Мелгос (часть Раскарашенной пустыни). Было убито все население поселка, за исключением трех молодых девушек. Ограбив убитых и прихватив все ценное, апачи скрылись в районе каньона Диабло.
В это же время второй отряд апачей вырезал группу навахо у Гарсеса Меса, в этом случае их целью был чистый грабеж, в живых не был оставлен ни один человек.
Трое местных вождей навахо - Натани, Бугеттин и Красная Рубашка, помчались на юг с двадцатью пятью бойцами, чтобы перехватить налетчиков на тропах Моголльонского обрыва. Но апачи так и не явились. Озадаченные навахо отправились домой, разослав впереди и на флангах разведчиков.
Вскоре они встретили гонца, который разыскивал отряд,чтобы сообщить еще одну трагическую новость. Налетчики апачей снова нанесли удар и атаковали деревню к северу от Литл-Коларадо, много навахо так и не проснулись после внезапного ночного нападения.
Однако, одному из них удалось выжить. Апачи приняли тяжело раненного навахо за мертвеца и не стали его добивать. Он опознал их лидера, известного как "Кривая Челюсть, прозванного так не за "кривизну", а некоторую асимметричность челюстей. Это был Начиз (Найче), сын знаменитого вождя апачей-чирикауа Кочиза.
Апачи-налетчики несколькими группами пересекли реку, а потом их следы затерялись среди лавовых полей. Навахо были сильно озадачены этой загадкой, откуда апачи берут столько свежих лошадей для постоянных набегов, и куда они бесследно исчезают.
Навахо разослали во все стороны пары разведчиков на быстроногих лошадях, в отчаянной попытке найти и перехватить врагов, прежде чем те покинут страну навахо. Двое таких разведчиков, Буготтин Бигай и Бахе, направились к каньону Диабло, что недалеко от современного города-призрака Два ствола ( Two Guns).
Ранним вечером они приблизились к каньону, и стали тщательно осматривать местность на предмет следов апачей. Бахе медленно двигался вперед, осматривая каждый дюйм земли, когда внезапно ему в лицо ударил поток горячего воздуха, и тут же из под земли донесся звук голосов.
Преодолев короткий приступ паники, вызванный необычным поведением"подземных духов", он обнаружил прямо перед своими глазами расщелину, которая уходила в глубь земли. Быстро сообразив, что апачи прячутся в пещере прямо под его ногами, он поспешил к своему товарищу.
Дым и пламя
Оба разведчика быстро поскакали с этими важными новостями к основному отряду. Уже в полной темноте навахо осторожно приблизились к каньону. Пещера, где прятались апачи, находится в боковом ответвлении каньона Диабло. В те время вход под землю был укрыт естественной каменной аркой, которая в наши дни давно обрушилась.
В пещеру вел узкий проход, но достаточной ширины и высоты, чтобы по нему могли пройти индейские пони. Именно это и сделали апачи, не оставив пастись на открытой местности вокруг каньона ни одной своей лошади
Навахо перекрыли апачам все возможные пути отхода и тихо убрали двух часовых. Вожди навахо приступили к реализации плана мести. Воины собрали большое количество сухой травы по краям каньона, и сухие ветки и коряги на дне. А потом с каменной арки начали закидывать горючим материалом узкий вход в пещеру.
Осознав, какой ужасный конец для них приготовлен, апачи в отчаянии предприняли попытку прорыва, но были почти сразу же отброшены назад стрелками навахо. Когда трава и ветки полностью закрыли проход, вся эта куча была подожжена. Как только костер догорел до половины, в него набросали еще больше новых дров.
Дым от костра стал втягиваться в пещеру, как в большую дымовую трубу. Вскоре над плато, то тут то там, из подземных трещин потянулись дымки. Лишь однажды за ночь дым перестал выходить из под земли, и навахо позволили костру потухнуть, чтобы выяснить причину.
Тяга к жизни
Оказывается апачи использовали свой небольшой запас воды, а также кровь зарезанных лошадей, чтобы потушить огонь прямо на входе в пещеру. Затем они попытались закрыть вход камнями и кусками конских туш, и как видно с некоторым успехом.
Когда костер почти потух, из пещеры выбрался апач переговорщик. Он предложил выкуп в товарах и припасах за убитых мирных навахо. Это был старый обычай юго-западных индейцев, который позволял выбраться живым из непростой ситуации и не потерять лицо обеим сторонам.
Натани спросил, где сейчас Кривая Челюсть, и узнал, что тот и двое других апачей отправились рано утром на юг. Притворившись, что согласен на выкуп, Натани сказал: «Освободи трех девушек, и мы поговорим дальше».
Апач переговорщик замялся и не знал, что сказать. Эта задержка подтвердила самые мрачные опасения навахо. Несчастные пленницы подверглись насилию, а потом замучены до смерти жестокими похитителями.
В дикой ярости навахо выпустили целый ливень пуль по входу в пещеру, но конечно же не убили ни одного апача. Вновь были собраны горючие материалы и зажжен костер. Сначала сквозь трещины в земле вырывалось не так уж много дыма, но постепенно его становилось столько, что он стал виден даже на фоне звездного неба.
Воины навахо, слушающие через трещины в земле, что происходит в пещере, сообщили,что лишь немногие из апачей были в состоянии спеть финальную песню смерти. Пение медленно стихло и вскоре из под земли не доносилось ни звука.
Пещера смерти
Громадному костру позволено было угаснуть, но скалы и камни остыли только к полудню следующего дня. Когда навахо рискнули войти в пещеру, сначала им пришлось вытащить из прохода прожаренные куски лошадиных туш, которыми апачи тщетно пытались не дать дыму проникнуть внутрь пещеры.
Однако, дым и гарь отгоняли апачей от прохода, не давая исполнить замысел. В узком тоннеле, который поворачивал направо от входа, цепочкой лежало 12 обожженных и закопченных воинов апачей. Потом шла большая пещера, где вповалку с мертвыми лошадьми, лежало еще больше тел.
Из этой большой пещеры в более маленькую вел узкий проход, полностью заваленный телами мертвых врагов. Расчистив пространство от трупов, навахо обнаружили еще пятерых задохнувшихся апачей, лежавших в гротескных позах. Всего было насчитано 42 вражеских тела.
Навахо собрали добычу, и молча удалились из этого мрачного места, ужаснувшись делом собственных рук. Этот жесткий урок положил конец тайному убежищу апачей . Фактически, никаких набегов на навахо в этом направлении больше не предпринималось.
Вас могут заинтересовать другие мои статьи по теме индейцев Апачей: