Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Самое унизительное поражение Чингисхана… (часть 1)

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В заголовке конечно, необходимо поставить знак вопроса. Да и вообще… Было ли это поражение непобедимых монголов, самое мифологизированное и противоречивое в череде монгольских завоеваний Величайшего Потрясателя Вселенной. Будем считать — было. Насколько позорное — поле непаханое для раздумий. Но управимся за пару статей, думаю. Тем более прорех в источниках немало, есть повод подумать и выдвинуть версии. Приступаем. И отправляемся в страну Волжскую Булгарию начала XIII века.

Неизвестная страна. Знаем мы о Серебряной Булгарии (так ее часто называли) очень мало. Обыватель, даже с вузовской «пятеркой» по истории — вообще ничего. Являлась эта страна условной правопреемницей Великой Булгарии (Болгарии), еще более загадочного племенного союза-государства, топтавшего степи Восточной Европы и Тавриды в седьмом веке нашей эры. Доставляя вечный головняк Византии и прочим соседям. Часть этой Орды протоболгар откочевала на север, где и обосновалась в среднем течении Волги и вдоль реки Камы. Успешно, словно губка, впитала в себя большое число финно-угорских племен, осколки хазар-огузов-печенегов, часть племен кипчаков и балтов, всяких буртасов и маджар… Не буду сыпать незнакомыми словами, не суть.

Как независимое государство и серьезная военно-политическая сила, Волжская Булгария заявила о себе — году этак в 965 РХ. Как избавилась от вассалитета Хазарского Каганата (низкий поклон князю Киевскому Святославу) и приняла ислам, сразу стала выяснять отношения с древней Русью. Точнее — лениво отбиваться от нее и изредка контратаковать. Больше прилюбливали булгары дипломатию, поскольку торговали со всем миром — от Багдада до самых южных гейроп.

Принятие Волжской Булгарией ислама (Иллюстрация из открытых источников)
Принятие Волжской Булгарией ислама (Иллюстрация из открытых источников)

Какими землями владела Волжская Булгария? Немалыми. Спасибо советскому археологу Равилю Фахрутдинову, что стал картографировать археологические памятники булгарского времени. В большом числе находились они в современных ныне Татарстане и Чувашии, Ульяновской, Пензенской, Самарской областях и Ставропольском крае. Понятно, что разные исследователи и мерят разно, добавляя Булгарии — Предкамье, Закамье и Предволжье. Вплоть до Иртыша и Оби. И от Кавказа до окрестностей Карского моря. И это тоже не суть…

Военный потенциал. Страна Волжская Булгария была не шибко-то и многолюдная (всего 2 миллиона подданных) и очень богатая. Имела сильных союзников — низовских (нижневолжских) булгар-саксинов, венгров, мадьяр, башкир, часть крупных кипчакских родов. Опиралась в военном отношении на укрепленные города, многочисленные городки (до 150 шт.), сельские городища (до 800 шт.), небольшие крепкие замки. И несколько просто огромных засечных полос и валов. Некоторые до сих пор из космоса видны. Как считают военные аналитики — эти «точки и линии на карте» составляли несколько секторальных полос стратегической обороны. С большим безлюдным предпольем перед каждым и между собой. С многочисленными внутренними речными коммуникациями, связующими всю территорию в единое целое. Сплошная череда ловушек и тактических «капканов» для агрессора, с какой стороны не приди.

Древний город Волжской Булгарии (Иллюстрация из открытых источников)
Древний город Волжской Булгарии (Иллюстрация из открытых источников)

Булгария имела прекрасно вооруженную, но немногочисленную средневековую армию. Основа — до 30 тысяч очень хорошего конного войска: гвардия эмира; тяжело-конные дружины беков (рыцари-йори); кавалерия городовых полков и городищ (чури). Отличная «ремесленная» пехота (кавэс) в городах, «судовая рать» (гузар) речного флота. И… женщины, есть такое устойчивое мнение. Булгарская верная союзница — племенная мордва, была очень воинственна: цвёл пышным цветом культ оружия и мастерства владения им. Оно было у всех поголовно, в том числе у женщин и детей. Явно не для декора, значит владеть им умели. И учились перманентно, подозреваю. Но это отступление…, может позже поспорим о Пургасовой Руси и Эрзянь Мастор.

Ничем особо выдающимся или сильно отличающим эту армию от той же Руси XIII века — не наблюдаю. Такие же десятки дружин, крепко сбитых вокруг своего феодала с тактикой таранного удара и ближнего боя. Разве что в вооружении есть отличия. Булгары постоянно находились в боевом контакте с Русью и кочевниками, немало учились у Хорезма. Так что «универсализм» штатного оружия-снаряжения присутствовал явный. Тяжелее степного, чуть слабее русского. Но очень качественного, местного производства в большинстве своем. Мастера-оружейники Биляра, Джекетау и Сувара славились во всем мире, очень много их востребованных изделий шло на экспорт. Особенно, бают, хвалили однолезвийные прямые булгарские мечи (палаши?).

Не меч, но сабля — точно булгарская (Иллюстрация из открытых источников)
Не меч, но сабля — точно булгарская (Иллюстрация из открытых источников)

Был еще один военно-политический «нюанс»… Все это войско было подчинено единому командованию — Эмиру. Никаких сведений о крупных кровопролитных усобицах в исторических источниках ваш покорный слуга не нашел. Хотя они несомненно были. Волжская Булгария переживала ранне-феодальный период развития общественного строя. Без аристократических «Игр Престолов» и сепаратистов дело явно не обошлось, но… Судя по тому, как они ласково (трижды!) встретили монголов — дрязги и усобицу Эмир мог взнуздать, когда надо. И воевать единым народом — тоже мог.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Первая встреча волжских булгар с монголами состоялась не на поле брани. Неожиданно для соседей (Руси, венгров и половцев), начиная с 1220 г. эти до зубов вооруженные торгаши приступили к усилению своей обороны. На двух оперативных направлениях: юг и восток, откуда обычно появлялось какое-нибудь кочевое лихо. И на западе, против Руси, памятуя о неискоренимой привычке наших князей что-нибудь оттяпать да пограбить. Обновлялись стены городов и городищ, появились новые замки и засечные полосы, тщательно готовилось предполье, экспорт оружия и некоторых товаров «двойного назначения» резко снизился. Были прекращены всякие военные походы и провокации. Особенно против русских княжеств и городов. Крайний поход булгар на Северо-Восточную Русь (Устюг) — это 1218 год.

Почему так? Булгары были самой северной страной мусульманского мира, весьма уважаемой кстати. Крупной торговой державой. И им ли было не знать, что неизвестно откуда выскочивший Чингисхан с какой-то новой непобедимой армией нежданно-негаданно размотал Великий Китай. И бешеным носорогом вломился в не менее Великий — Хорезм. Уронил его в погром и разорение, пыль и кровь — за неполные три года. Всё они знали. И почему-то обладали точной информацией, что именно последует за падением Хорезма. Куда двинут монголы копыта своих коней. Каким образом вызнали — аллах ведает. Но подозреваю, что столь любимые Чингисханом источники стратегической развед/информации, — многочисленные купцы… часто имели булгарскую прописку. Работали на «оба берега». И смогли обмануть самого Субэдэя, когда он на полном расслабоне вкатил к ним в гости. Еле ноги унёс, гений войны и создатель Ясы.

«Мародеры-соседи». А что же Русь? Знали о надвигающейся грозе? Думаю, слышали байки купеческие. Понятно, булгары не спешили делиться точной информацией, враги как-никак извечные. Поэтому, в полной незнанке о грядущей Калке, русские князья не переставали тревожить волжского соседа. В 1220 г. собрали даже самый людный поход со времен незапамятных... Под рукой великого князя Владимиро-Суздальской Руси Юрия Всеволодовича. Собрали ярославских, ростовских, муромских и переяславских Рюриковичей и прочих …ичей. Нацелились на захват булгарских земель правого берега Волги.

Ох, и вопросов к этому святому князю… (Иллюстрация из открытых источников)
Ох, и вопросов к этому святому князю… (Иллюстрация из открытых источников)

Добрались до крупного Ошеля, отказались от переговоров, разграбили город и окрестности, увели немало полона. Действовали очень жестоко. Удивляясь полному отсутствию сопротивления. Как в городках, так и от маячившего постоянно рядом булгарского войска. Не понимали, в чем уловка и хитрость такая — не вступать в бой. Лишь после трехкратного предложения мира «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитием» князь Юрий принял «мольбу их, и взя дары у них и управишася по прежнему миру». Это сейчас настойчивость булгар в заключении мира любой ценой понятна и логична. Выигрывали время, берегли невеликие свои силы, не хотели лишней ожесточенности в отношениях с не особо адекватным соседом. И успели…

«Баранья битва». Обеспечив дипломатией и откупом мир со стороны русских княжеств, волжские булгары стали дожидать дорогих гостей. Монголы в 1221 году управились с Хорезмом, неспешно переваривали гигантскую добычу и территории. Выслали дальше на запад и север лучший свой корпус под началом трех выдающихся полководцев — Джэбэ, Субэдэя и Тугачара(?). Двумя или тремя (до сих пор копья гнутся у историков) укомплектованными по Уставу туменами они завоевали Азербайджан, Армению и Грузию. Весной 1223 года прорвались через Дербентские ворота в половецкие степи Тавриды и предгорий Кавказа. Крепко вломили сначала — аланам. А потом — предателям аланов, половцам продажного хана Котяна. Будете спрашивать: «Был ли с ними Джучи, старший сын Чингисхана и князь Ковгадж?»… Отвечу: «Не знаю. Татищев, как источник, для меня — не шибко убедительный».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что стряслось потом, широкой публике более-менее известно. Бегство Котяна-хана на Русь, плач в жилетку родственнику Мстиславу Галицкому, съезд князей Южной Руси, убийство монгольских послов, бездарная прогулка-поход русских дружин под меды и хороший закусон по Днепру и кровавый позор Калки. Горечь потери лучшей воинской силы половины Руси из-за дешевых амбиций Рюриковичей… После этой неожиданной и полной победы монголы почти все лето грабили Дешт-и Кыпчак, Тавриду и (на свою голову) нижневолжские земли. Собрались опять всем ансамблем (думаю, получился один тумен от силы) и решили дать концерт Волжской Булгарии. Позимовать в их землях. Перемежая гастроли обычным грабежом и глубокой стратегической разведкой всего бассейна Итиля (Волги).

Но после переправы через Волгу их ждал северный пушистый лис. Полностью отмобилизованная армия булгар. Историк Ибн ал-Асир сообщает:

«Когда жители Булгара услышали о приближении их (монгол) к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них, встретились с ними, и заманив их до тех пор, пока они зашли на место засад, напали на них с тыла, так, что они остались в середине; рубил их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их (выживших) было до 4000 человек. Отправились они в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю».

Популярная патриотическая версия битвы, в лучших традициях мухоморного фольклора выглядит так. Между ныне существующими селами Озерки и Андреевка Ульяновской области произошло это сражение. Субэдэй осаждал какой-то город. На помощь выдвинулись основные силы волжских булгар и мордовский князь Пургас. Сначала на ополье в тыл осадному стану монголов, выметнулись воины-чирмыши, тяжелая кавалерия Волжской Булгарии. Смела таранным ударом всех, до кого смогла дотянуться, завязла в рубке с отборными нукерами и стала нести потери под стрелами и мечами очухавшихся захватчиков.

Булгары держались как могли долго, но потом бросились в бегство. Обратной дорогой в лес, в сторону переправы. Разозленные погромом лагеря, монголы ударились следом. Так или иначе — увлеклись погоней. И сходу врубились в засаду-засеку, где потомственным наездникам Степи прояснила новую манеру боя тяжелая пехота булгар и многочисленные стрелки. Штурмы шли один за другим, спешенные монголы волнами лезли в лоб на завалы заостренных лесин и прочего толстого валежника.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Конечно же, в самый критический момент появился в тылу уставших монголов князь Пургас на лихом лосе коне и прочее воинство Эмира Ильгам-хана (или Чельбира?), на лошадках. Джэбе убили, раненого в глаз Субэдэя взяли в плен, что случилось с Тагачаром — лишь медведи знают мордовские… Монголов еще долго ловили по кустам, многие тела извлекали из ловушек, болот и прочей ландшафтной пакости, что успели настроить хитрые булгары. Посчитали пленных числом в 4 тысячи, и послали одного наглого мордовского багатура в гости к Чингисхану за семь верст киселя хлебать на границу Ирана и Афганистана. Или уже в Каракорум… не упомню, где он тогда отирался. С веселым требованием выменять своих воинов на баранов, голову на голову. Темуджин Есугеевич Борджигин конечно скуксился, но своего соратника Субэдэя не мог оставить в беде. Выдал под роспись наглому булгарскому посланнику 4000 баранов плюс «одна штука козла черного руна» (за Субэдэя). Из-за этого веселого эпизода — победу мордвы и булгар над монголами прозвали Бараньей битвой. Вот и сказочке конец, ставим лайки!

Как всё могло происходить на самом деле, в осторожной авторской версии — читаем уже завтра. А свои военно-тактические и политические предположения — ссыпаем в комментарии.

Продолжение следует…

-9

Читайте по теме: