Армейский трёхосный вездеход ЗИЛ-131 – зверь, а не машина. Прожорливый только (под 50 литров расход), но проходимость сумасшедшая. Знаю, потому что сам таким владел. Правда, для сокращения расходов пришлось установить баллоны для сжатого газа. Еще одно большое преимущество автомобиля ЗИЛ-131 - к нему подходит большинство деталей от ЗИЛ-130. А того в Союзе за 50 лет наклепали 3,5 миллиона, поэтому с запчастями никаких проблем. Но сейчас не об этом.
Представляете себе ЗИЛ-131 с автопилотом? Нет? А я представляю, ездил на таком в качестве пассажира, правда, давненько это было.
***
Восточный Казахстан, Горный Алтай, село Язёвка Катон-Карагайского района. Нас 20 человек и гора вещей и нужно нам забраться за 20 км от села в горы, в Россию. Туда ведёт жуткая «дорога», по которой можно доехать только вездеходом и только в хорошую погоду. В дождь и вездеход не пролезет. В селе есть Уралы и 131 ЗИЛы, но все они уехали в соседнее село Берель отмечать свадьбу. Нам ждать некогда, поэтому идём 7 км пешком в Берель, вытягивать погрязших в пьянстве аборигенов.
…Не свадьба – а парковка вездеходов. Кроме Уралов и Зилов рядами стоят Уазы, Нивы, и раздолбанные Джипы, привычных для города машин нет. Но нам нужна большая машина.
Время уже после обеда, поэтому трезвые люди отсутствуют, включая невесту. Путём опроса выясняем личности водителей. Выбираем из них одного самого прямостоящего и предлагаем за много денег отвезти нас куда надо. Но деньги его сейчас не интересуют. Какие деньги, когда кругом такая гулька?! Поверх денег предлагаем литр спирта. Этот аргумент склоняет чашу весов в нашу пользу. В Язёвку, к заждавшейся толпе возвращаемся уже на кузове ЗИЛ-131.
Правда получилась одна накладка. Водитель согласился ехать только с другом (вдруг какая поломка случиться или медведь разъярённый нападёт), и на друга затребовал поллитровку. Нам деваться некуда, пришлось согласиться.
***
20 человек и вещи – получился полный кузов. Причём полный – не то слово. Никаких лавок в машине не было, поэтому все стояли, а вещами заполнили всё свободное пространство. Ногами даже пошевелить не как было.
Экипаж вездехода – то ли казахи, то ли алтайцы потребовали расчёт наперёд. Сторговались на половине суммы и бутылке спирта. Тронулись в путь.
Метров через пятьсот авто остановилось у скалы, с которой стекал маленький ручеёк. Аборигены вылезли из кабины, и выпили из горлышка по половине бутылки спирта. Запив водой из ручья, поехали дальше!
Четыре часа ужасов
Наверное, каждый хоть раз в жизни испытывал страх. Езда на этом ЗИЛе, под управлением нетрезвого экипажа (уже нетрезвого), да еще выпившего 500 спирта – это что-то с чем-то. Это именно тот случай, когда я испытывал самый сильный страх в своей жизни. Признаюсь, скорее даже не страх, а животный ужас. Стоишь со скованными ногами и понимаешь, что бессилен. Машина ползёт по колее. Иногда останавливается, все колёса крутятся, потом ба-бах! И позади в колее остаётся расколотый мостами валун. Слева скала, справа обрыв, слева обрыв, справа скала. Вездеход крениться так, что кажется: «вот-вот» перевернётся. Иногда удаётся даже срывать ягоды смородины, растущие у «дороги». «Добрые люди» время от времени подогревают страх рассказами, типа: «А у нас в армии Зилок перевернулся, так все 20 солдат погибли…»
Хвала Аллаху и конструкторам, что сделали такую устойчивую машину!
***
Примерно через час пути (преодолено около 5 км) «дорога» упёрлась в реку. Водитель вылез из кабины и сказал: «Большая вода! Не поеду, страшно!» А потом добавил: «Без спирта страшно!»
…Так вторая бутылка спирта перекочевала в руки экипажа. Они её тут же «оприходовали», запив водой из реки.
На середине реки глубина была примерно 1,5 м и перед бортом образовалась высокая волна, намочившая вещи в кузове. Казалось, вот-вот поток перевернёт автомобиль и сбудется то, о чем рассказывали «каркальщики»...
Но машина благополучно преодолела брод и опять въехала в колею «дороги». Минут через тридцать после брода движение приобрело хаотическое поступательное движение. Сначала ЗИЛ ехал, потом резко тормозил и глох, раздавался протяжный сигнал клаксона, после чего сразу заводился и ехал дальше. Первая мысль была: поломка. Но потом парню, который стоял в переднем левом углу кузова, удалось извернуться и заглянуть в кабину: «Блин, так они же спят!»
Процесс управления авто выглядел так:
· Водитель отрубался;
· После этого тело подавалось вперёд, нога давила на тормоз (машина глохла), грудь жала на клавишу сигнала на руле, звучал гудок (водитель просыпался);
· Тело включало зажигание и так до следующего цикла.
Передние пассажиры начали яростно тарабанить по кабине и водитель «взял себя в руки».
Но оказалось, что самое яркое впечатление было впереди…
***
Ближе к концу пути дорога преодолевала горный массив через перевал. В самой верхней точке перевала был крутой поворот влево. А справа открывался обалденный пейзаж – на гору Белуха – самую высокую вершину Алтайских гор (точнее вершины – у Белухи их две - 4509 м и 4435 м), и… пропасть.
И в этом – самом прекрасном месте машина заглохла. И стала медленно, задом скатываться к пропасти. Водитель жал на тормоза, но они не хватали, а двигатель не заводился. У ЗИЛа пневматические тормоза, поэтому для торможения нужен работающий мотор.
Тут уж точно все мы попрощались с жизнью! Но, как известно вся жизнь напоминает зебру – в ней чередуются то черные, то белые полосы. Случилось чудо. Когда задний борт уже навис над пропастью мотор заработал, и мы преодолели перевал.
Машина остановилась на первой же ровной площадке. Вылез водитель. Причем вылез совершенно трезвый и дрожащим голосом сказал: «Дальше без спирта не поеду!»
Но тут уж народ, отошедший от стресса, взбесился: «Ты что лось, охренел совсем, сейчас привяжем тебя к дереву и сами поедем дальше, у нас водителей полно». Слова, которые говорили аборигену, я постарался передать чистым, практически младенческим языком, на самом деле всё было гораздо суровее! Водитель поняв, что народ не шутит, поехал дальше (было совсем рядом).
Да, еще одно. Пока длились пререкания с шофёром, один из пассажиров непонятно как освободился из-под груза, выпрыгнул с кузова и с криками «А-а-а-а-а!» устремился в алтайскую тайгу. На силу словили. Человек потом четыре дня не говорил, только заикался!
***
Дальше рассказывать нечего. Добрались благополучно. Отдали водителю (его «штурман» после второй бутылки всю дорогу дрых как сурок) вторую половину денег и пол-литра спирта. Он его начал хлебать тут же (думаю, что сам и выпил), и отправился обратно. Над бедолагой сжалились – дали ему хлеба, сала и колбасы. Кто-то назвал поездку «Четыре часа ужаса», - именно столько понадобилось, чтобы проехать 20 км.
Корни научно-технического прогресса
Илон Маск и ему подобные «изобретатели» бахвалятся тем, что скоро запустят такси с автопилотами. Но они безнадёжно отстали. Автомобили с автопилотом на Алтае используются уже давно, и это я готов подтвердить под присягой.
Причем для этого не нужно мощного научно-технического потенциала. Думаю, что алтайцы, приспособившие автопилот к автомобилю ЗИЛ-131, разработанному в 60-тые годы прошлого столетия вряд ли даже среднюю школу закончили.
И заводов современных не надо – достаточно лыжню накатать. Прошу прощения, колею, глубокую чтобы колёса не выскакивали. И программистов модных не надо, вполне достаточно персонала, работающего на этиловом спирте!
Фото с сайта Мир Автомобилей