Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Пётр Первый" Толстого: европейские платья на русских дамах

Одной из моих любимых книжных героинь в детстве была Санька Волкова из "Петра Первого" А. Толстого. Простая девица, превратившаяся в настоящую европейскую даму за, в общем-то, очень короткий срок - представляете, какой это был переворот в мировоззрении? И особенно я любила эпизод, где она приезжает в гости к князьям Буйносовым!

"Княгиня Авдотья и три княжны сидели в конце стола на голландских складных стульях. Парчовая скатерть в этом месте была отогнута, чтобы не замарать. Княгиня - в русском, темного бархата, просторном летнике, на голове - иноземный чепец. Княжны - в немецких робах со шлёпами: Наталья - в персиковом, Ольга - в зеленом, полосатом, старшая - Антонида - в робе цвета "незабвенный закат". У всех волосы взбиты, посыпаны мукой. Щеки кругло нарумянены, брови подведены, ладони - красные".

Мария Яковлевна Строганова, Роман Никитин, 1721-24. (с) Из коллекции Государственного Русского музея, https://rusmuseumvrm.ru/
Мария Яковлевна Строганова, Роман Никитин, 1721-24. (с) Из коллекции Государственного Русского музея, https://rusmuseumvrm.ru/

Мне кажется, мы можем представить, как выглядела княгиня Авдотья вот по этому портрету баронессы Строгановой - которой в виде исключения Пётр разрешил носить при дворе не европейское, а русское платье. Правда, европейское влияние уже сказалось и на её костюме - например, укороченные рукава, отделанные кружевом. Но в целом это ещё-почти-русский наряд, а вот на голове - "иноземный чепец", т.н. "фонтанж".

Княжны Буйносовы - в платьях со шлейфами. Действие эпизода происходит где-то в 1699, так что вот образчик моды той поры. Как вам кажется, этот тёмно-красный подходит под определение "незабвенный закат"? :) Герцогиня, заметим, лепит себе мушки!

Герцогиня де Невер, Антуан Трувен, 1696. (с) https://fashionhistory.fitnyc.edu/
Герцогиня де Невер, Антуан Трувен, 1696. (с) https://fashionhistory.fitnyc.edu/

Но прекрасней всех, конечно, сама Александра - девы Буйносовы только начинают свой путь в галантный мир, а она уже далеко продвинулась!

"Мажордом раскрыл дверь (по-старинному - низенькую и узкую), зашуршало розово-желтое платье. Ныряя голыми плечами, закинув равнодушное красивое лицо, опустив ресницы, вошла боярыня Волкова. Стала посреди палаты. Блеснув перстнями, взялась за пышные юбки, с кружевами, нашитыми розами, выставила ножку, - атласный башмачок с каблуком вершка в два, - присела по всей статье французской, не согнув передней коленки. Направо-налево качнула напудренной головой, страусовыми перьями. Окончив, подняла синие глаза, улыбнулась, приоткрыв зубы:   - Бонжур, прынцес!"

Идеальной иллюстрации не нашлось, но вот этот портрет - пусть платье на нём и фантазийно - всё таки передаёт общее впечатление от образа. К тому же оно почти "розово-жёлтое"!

"Дама с рабом", Николя де Ларжильер, 1696. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
"Дама с рабом", Николя де Ларжильер, 1696. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Красота, а? Бонжур, прынцес! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory