Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Психологические проблемы ребенка на его рисунках. Примеры пациентов невролога

В его книге опытного детского невролога Игоря Воронова «Записки детского невролога» собраны его личные истории о медицине, пациентах, врачебных случаях, детях и жизненных уроках.

На некоторых приёмах доктор предлагает «маленьким» пациентам нарисовать свою семью, дом, близких, домашних животных.

«Рисуночный тест, т. е. определение душевного, психологического состояния детей по рисунку, надо оценивать только в контексте, зная конкретную ситуацию и конкретного ребенка.
Нужно общаться с родителями, с ребенком, составить впечатление о семье и самом малыше, а уж потом оценивать его рисунки».

Предлагаем вам посмотреть несколько рисунков, которые нарисовали дети на приёме у невролога:

рис. 1
рис. 1

«6-летний мальчик на приеме — для оформления в школу. Он был словоохотлив и рассказывал мне многое, в том числе поделился, как просит маму, чтобы она отвела его в музыкальную школу — учиться играть на флейте. Не слишком популярный инструмент, и я спросил его:

— А почему на флейте?
— Потому что флейта отпугивает демонов, — был ответ. Я попросил его отобразить на бумаге эту тему (рис. 1).

Справа нарисована флейта, чуть выше и левее — ноты, а слева — демон, который испаряется, как сказал мальчик, при звуках флейты. И он стал заштриховывать демона круговыми движениями.

— Ой! — воскликнет обыватель. — Да у него шизофрения…

Между тем, никакого психического нарушения у мальчика нет. Ведь, кроме этого рисунка, я с ним беседовал и составил психологический портрет ребенка. Я стал рассказывать маме о ребенке, и она со мной согласилась и — более того — сказала, что у папы такая же инфантильность… А у мальчика просто бурная фантазия.

рис. 2
рис. 2

У мальчика лет пяти после посещения детского сада развилась тяжелая кишечная инфекция, он попал в стационар, а потом у него появилась острая почечная недостаточность, да такая, что ребенку проводили гемодиализ.

После этого у мальчика развились невротические реакции: он боится идти в детский сад, потому что свое сложное заболевание он ассоциирует с этим учреждением. Малыш всего боится, плаксив и тревожен. Я попросил ребенка нарисовать то, что захочет, он ответил, что нарисует вертолет (рис. 2) — ужасный заштрихованный объект. После этого я попросил изобразить его семью.

рис. 3
рис. 3

Слева направо (рис. 3): папа, мама, брат, и… вверху справа сам автор рисунка. Он полностью заштриховал себя, в том числе и лицо, и он в стороне от семьи.

Более того, такое впечатление, что ребенок улетает в небо, уже выше тучки… Мальчику настолько было плохо, когда он болел, что он думал, будто умрет.

рис.4
рис.4

Обратилась мама с 6-летним ребенком. Долго и эмоционально жаловалась, что ребенку скоро идти в школу, а у него, мол, неловкость, нарушена мелкая моторика, он коряво пишет буквы, не может завязать шнурки, все вываливается из рук и т. п.

Я попросил мальчика нарисовать то, что он хочет (рис. 4). Изображен зайчик, у которого нет лапок. Мама спросила его:

— А где лапки?
— Они в травке, — ответил мальчик и нарисовал внизу зайчика травку.

Перед этим мама долго рассказывала о "безрукости"своего ребенка, вот и результат...»

Книга «Записки детского невролога»: https://bit.ly/2NrU9mm

Откровенные и честные истории доктора Воронова иногда могут показаться наивными и веселыми, а иногда жесткими настолько, что захватывает дыхание...

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)