Встретили Аню на променаде.
Мы с Наташей гуляли с детьми, а Аня - без.
- А твои где? - спросили мы.
- Мои на пляже, - ответила Аня. - У меня пробежка...
На пляже.
Ее мелкому - три, а старшей - 10.
И они - на пляже.
На том, где много людей, где море и столько всяких опасностей.
И голос по громкоговорителю: "Потерялась девочка, Таня Лукина, 4 года. Ушла с пляжа, в полотенце с ромашками. Повторяю..."
Я не представляю ситуацию, чтобы я своих (4 и 11) оставила одних на пляже.
Ну, я могу сгонять переодеться или за водой, оставив Катю на сына, но это максимум 3 минуты, а не час, и вот она я, в десяти метрах.
Вчера на пляже моя Катя подвернула ногу (по гальке неудобно ходить), позавчера на нее спикировал жук и напугал, на днях надувная машина порвалась, или ей срочно надо в туалет...
Ребенок на пляже - это миллион ежеминутных проблем и сладкая вата в ладошке...
Я тут много смотрю на другие модели детско-родительских отношений: тут же все с детьми, и в среднем - с двумя.
Вот Аня спокойно оставляет младшего на старшую. А что? У нее йога, бег и плавание. Это ее время!
Старшая умеет всё: и подмыть, и накормить, и присмотреть.
Дома она сама убирается, сама уроки.
Сюда, на отдых, девочка взяла с собой книги - которые по школьной программе на лето задали. Это мне Аня все с гордостью про дочь рассказывает.
- Что ты прочла последним? - спрашиваю я девочку.
- "Дубровский".
- О, здорово. Умница какая. Любишь читать?
- Ненавижу.
- Хм.. А что там с Дубровским случилось?
- Я ничего не поняла. Барины, помещики, разбойники. Машу любил, поняла...
Мой сын на отдыхе мало читает. То гуляет с друзьями, то в море торчит. Иногда прикрикну, возьмется за книгу, но торгуется: "Я почитаю, мам, но потом отпусти меня с парнями на горку. А после английского мы хотели туда, где брейк-данс танцуют ..."
Я переживаю. В принципе.
Хотя, если б реально переживала, то заставляла бы читать много и регулярно.
Вот как Анина дочка.
Но вот она много прочла, но ничего не поняла. Интересно, вот такое чтение - полезно? Когда ребенок просто набор слов читал и перессказать не может?
Аня уверена, что воспитывает дочь правильно.
- Вот будет у нее своя семья, дети, а она уже всё умеет. Придет ко мне и скажет: "Спасибо, мама, что всему научила..."
Я бы подискутировала. В том смысле, что уметь подмывать трехлетку в десять лет - это... ну, скажем так, не тот скилл, за который благодарят. Вот вырастет девочка, выйдет замуж, родит, и научится - там не высшая математика.
Мне кажется, Аня просто не хочет называть вещи своими именами, и выставляет ситуацию, как пользу для дочери.
Но я уверена, что я в Аниных глазах - большая курица с двумя цыплятами, которая квохочет над ними и не может расслабиться.
Разве это отдых?
Хотя мой сын тоже и убираться умеет, и макароны сварить, и ответственный вполне - мне тоже кажется, что пригодится ему в жизни самостоятельность такая.
Может, Аня - это мой недостижимый идеал? И завтра же надо отправить своих на пляж, а сама - в кафеху с друзьями? И отдыхать, отдыхать...
Но я ж себя знаю. Я во-первых, так не смогу, а во-вторых, мысленно буду с детьми и устану от такого "отдыха" больше, чем отдохну.
Потому что кудахтахтах.
А вот Янина - наоборот. На отдых вместо мужа взяла няню для своей полуторалетки. Чтобы и она сама, Янина, и старшая дочь, и муж, который остался дома, потому что сильно дорого ехать всем, смогли отдохнуть.
- Я второго ребенка для себя рожала и для мужа, а не для старшей дочери. И воспитывать - мне. Хочу отдохнуть? Беру няню. Причем здесь старший ребенок? - говорит Янина.
Янина с дочкой тусят по экскурсиям - то Абрау-Дюрсо, то джиппинги, то водные лыжи... А няня - везде с младшей, которая только-только пошла.
Тяжело, конечно, говорит, но с другой стороны, я бы в этом году точно моря не увидела, а тут вон - загорела даже.
У Наташки - погодки.
Им уже по шесть лет.
Наташа говорит, что первые три года каждый день хотела выйти в окно, а теперь - нарадоваться не может. Потому что они отлично заняты друг с другом: то играют, то дерутся.
Наташа смешное говорит: "С меня только суп и мячик".
Мы вообще все такие разные...
И у каждой - своё "лучше", и у каждой своё "правильно".
Вчера пошли в аквапарк большой компанией.
Все старшие наши дети скооперировались - и погнали на большие горки.
А мы, мамы, тусим в лягушатнике, с младшими. А куда деваться, не оставишь же их.
И вот малявки наши с горочек катаются, счастливые, а мы их ловим - каждая своего - да только панамки поправляем.
Смотрю, Аня свою старшую дочь позвала, чтобы та присмотрела за младшим. Потому что Аня тоже пришла в аквапарк получать удовольствие и за собственный вход отдала 1500 рублей.
И что же, ни с одной горки не скатиться за полтораху?
Смотрю - ругаются. Аня и старшая дочь.
Там в аквапарке, есть атракцион - штормовая волна.
Его включают на 10 минут каждый час.
То есть ты заходишь в воду и попадаешь в условный шторм.
И вот старшие наши ждали весь час эту волну, и она вот уже через 5 минут, и старшая дочка Ани тоже хочет.
Но Аня сказала строго, что она уже час торчит в этом лягушатнике и тоже хочет кататься, а солнце уже печет , и скоро уже домой, поэтому не будь эгоисткой, дочь, сейчас моя очередь. И ушла.
В итоге в лягушатнике с нами ее старшая дочка осталась, братика нянчить.
Я уговаривали ее пойти на шторм с нашими детьми, предлагала посмотреть за братом, в конце концов, это всего 10 минут, но та сказала, что мама, если узнает, наругает.
Так и тусила с нами и братиком.
- А знаете, он ведь медведя убил... - задумчиво сказала она мне, сидя на бортике бассейна .
- Кто? - испугалась я. - Какого медведя?
- Дубровский. Я вспомнила. Я ничего там не поняла, но поняла, что он медведю в ухо выстрелил и в Машу влюбился...
- О, господи, - смеюсь я. - Хорошо, что хоть у Пушкина все эти события не в одном предложении происходят...
Значит, всё-таки полезно чтение...
....
Каждый персонаж - это собирательный образ, подсмотренный в разных отпусках, имена выдуманы, пост - это не протокол, написанный для поиска и развиртуализации прототипов, а просто рассказ, жизненная зарисовка о разных способах воспитания детей.