Найти тему
Круто об искусстве

Неизвестный Отто Дикс.

Отто Дикс "Нелли с игрушкой", 1924
Отто Дикс "Нелли с игрушкой", 1924

Сегодня хочу показать вам Дикса - художника глубоко германского, впитавшего, традиционные для немецкого искусства, строгость и философичность.

Здесь художественный взор Дикса целиком и полностью обращен к Филиппу Отто Рунге. ПОЧЕМУ? Потому что в эпоху раннего немецкого романтизма были созданы виртуозные аллегории, откликающиеся на свое время.

Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805
Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805

1️⃣ДЕТИ

На всех картинах изображены дети, румяные, кудрявые, пышнотелые. Они расположены на фоне/рядом с цветами и это не случайно - сопоставление цветов и детей (детство как и цветение - прекрасно, но быстротечно) есть символ чистоты и невинности, служит олицетворением естественной полноты жизни.

ДЕТСКИЙ МИР - ЦВЕТУЩИЙ САД. И если детство Нелли Дикса в самом разгаре (ее "обнимают" цветы), то у Рунге другая история: его детский мир противопоставляется взрослому миру - вид Гамбурга на горизонте. И тогда понятно, почему старшая девочка, обернувшись назад, смотрит на своего младшего брата в коляске - она прощается с детством.

Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806
Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806

2️⃣ СТАРИКИ

Пожилые люди на картинах - свидетельство мудрости и гараты детской безопасности. Даже Нелли защищена - она сорвала цветок и протягивает его кому-то "за кадром" - и мы понимаем, что она под присмотром, а значит в безопасности.

Отто Дикс "Мама и Ева", 1935
Отто Дикс "Мама и Ева", 1935

3️⃣ СТОЛКНОВЕНИЕ МИРОВ

Пара Рунге вышла на дорогу - аллегория жизненного пути, но их путь ограничен (закрыт) стеной дома, тогда как детям открыт целый мир - гавань, виднеющаяся вдали.

Дикс эффектно подчеркнул мудрость матери - ее морщинестая кожа перекликается с корой векового дерева, рядом с которым изображены героини. Женщина статична и никуда не стремится (закат жизни), тогда как девочка рвется в мир за пределами холста (восход жизни). Гладкая румяная кожа дочери и, отмеченная временем, кожа матери - два разных мира, взгляд героинь также направлен в разные стороны.

Здесь у Дикса есть и ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ - женщина удручена - портрет написан в 1935 году, когда нацистские гогения все сильнее обретали свои обороты.

-5
-6
-7
-8
-9
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм