Найти тему
Записки белокнижника

Загадка Гоголя: что было в продолжении "Мертвых душ"

Оглавление

Вспомним, как свет принял первую часть поэмы «Мертвые души»

Когда первая часть поэмы вышла в свет, она была принята с восторгом большинством читателей. Белинский не уставал указывать,

"почему являются на Руси типы такого безобразия, какие выведены в поэме... добросовестный ответ на вопрос может сделаться для человека, добывшего его, программой деятельности на остальную жизнь и, особенно, положить прочную основу для его образа мыслей и для правильного суждения о себе и других..."

При работе над второй частью писатель поставил себе новую цель

Между тем после успеха поэмы (1842-1847) в душе писателя творилось что-то недоброе, он проявлял черты ипохондрии и мизантропии. Н.В.Гоголь поставил себе цель - воспитать в себе высокую моральную личность. Ему казалось, что, только исполнив эту задачу, он будет в состоянии довести до конца свое творение - "Мертвые души", в дальнейших частях которого он изобразит "хорошие стороны" русского человека и вместе с тем укажет Руси верный путь к совершенствованию, к нравственному возрождению, к свету и к правде.

Он углубляется в чтение религиозных книг, одновременно рассылает их друзьям с назидательными письмами. Наконец, он предпринимает путешествие в Иерусалим, паломничество ко гробу господню...

Однако работа над собой и углубление в религию не давало нужных результатов

Работа подвигалась медленно и туго. Написанное не удовлетворяло поэта, казалось далеко ниже того, что он хотел выразить. В 1845 году вторая часть поэмы была совсем готова, но летом того же года Н.В.Гоголь сжег рукопись и принялся писать заново.

-2

Вместо продолжения «Мертвых душ» Гоголь решает опубликовать переписку с друзьями

Книгу, которую приняли с резкой критикой даже ретрограды. Тогда же В.Г.Белинский написал свое знаменитое письмо Н.В.Гоголю. Аксаков, заметил, что Гоголь уклоняется от своего прямого пути художника-сатирика, - становится моралистом и впадает в мистицизм, отдается "гордыне", облеченной "в рубище смирения"

Что не мог увидеть Гоголь, что было прямо перед ним?

Очень хорошо об этом пишет Д.Н.Овсянико-Куликовский.

Его ошибка, которую в то время критика не могла осветить как следует, состояла в том, что он придавал исключительное значение религиозному и моральному фактору в жизни общества и государства. Это, в существе дела, та же самая ошибка, которую потом повторил Л. Н. Толстой. 
Общество и государство "исправляются" общественными и политическими реформами, поступательным движением, сообразным с требованиями времени, распространением просвещения.

Н.В.Гоголь все-таки написал вторую и третью часть

В третьей части "Мертвых душ", он хотел написать идеал "русского человека". Он хотел воспроизвести идеальные стороны "русской породы", и в его голове уже был готов план грандиозного труда, в котором темная и грешная Русь Чичиковых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, рисующих "ад" тогдашней действительности, пройдя через "чистилище" второй части поэмы, где была изображена Русь, кающаяся, ищущая выхода из тьмы, возрождающаяся,- явится, наконец, преображенною светом христианского идеала. Здесь "русское" будет слито с "евангельским".

Но как написать идеального русского человека?

Для этой мечты Гоголь искал фактических обоснований, точки опоры в действительности, в психологии русского человека, и ему казалось, что он уже близок к решению проблемы, что он улавливает в глубине русской души какие-то намеки на возможность такой идеализации.

Задача состояла не в том, чтобы выдумать идеального русского человека, а чтобы найти в самой действительности отправные точки или почву для воссоздания идеальных типов средствами строгого реалистического искусства. И, вдумываясь в психологию русского человека, Гоголь уже приходил к выводу, гласящему, что "высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чей другие, принять в себя высокое слово евангельское, возводящее к совершенству человека..."

Ужасная навязчивая мысль приговорила поэму

Но физические недуги и угнетенное состояние духа не покидают поэта. В том. же январе 1850 года он пишет, что начинает работать над третью частью, и строки не идут, перо не подымается, «нужной свежести нет». В это самое время он внушил себе опасную мысль, что его творение не угодно богу, его внушил дух зла, возбудив в душе поэта великое самомнение и преступную гордыню?

В конце января 1852 года умерла Е. М. Хомякова и эта смерть потрясла Гоголя. Видимо, он думал и о своей смерти, приближение которой чувствовал. Под властью мыслей о смерти он задумал говеть и стал изнурять себя голодом, почти не спал.

Ночь, когда писатель сжег рукописи

И вот после всенощной у графа А. П. Толстого 11 февраля, в доме которого жил тогда Гоголь, он "долго молился один в своей комнате", а "в три часа утра призвал своего мальчика… велел подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил ее в печь и зажег свечой из своих рук. Мальчик, догадавшись, упал перед ним на колени и сказал: "Барин, что вы это? перестаньте!" -- "Не твое дело,-- отвечал он,-- молись!".

А на следующий день Гоголь сказал графу Толстому: "Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы "Мертвых душ", которые хотел оставить друзьям на память о моей смерти".

На основе статьи "Гоголь" Овсянико-Куликовский Д. Н.

Как вы относитесь к поэме "Мертвые души"? Считаете ли возможным продолжение - чистилище и рай, идеального человека, нравственный ориентир для нашего общества?

Как думаете, сжег ли Гоголь продолжение, потому что оно не могло воплотиться в жизнь?